Турция — экономически успешное государство, которое является важной частью ЕС и связующим звеном между западными странами и арабским миром. Бизнес по франшизе в Турции может быть залогом финансового успеха. Кроме того, если вы предоставили рабочие места как минимум 50 гражданам Турции, вы имеете право подать на получение гражданства этой страны.
Турция обладает привлекательным климатом как для туристов, так и для инвесторов. Преференций для бизнесменов много, законодательных ограничений мало, так что зарубежный бизнес, в том числе франчайзинг, в стране развивается и процветает. Как открыть франшизу в Турции или из Турции? Рассказываем подробнее.
Сортировать:
Показано 36 франшиз из 280
Обзорная статья
Обзор рынка Турции в 2023 году
Долгое время Турция была закрытым рынком для иностранных предпринимателей, но в 1990-х годах в экономике произошел мощный сдвиг в сторону либерализации, и страна начала интегрировать зарубежных инвесторов в экономические процессы. Существующая производственная инфраструктура позволила Турции стать в следующие годы средоточием инвестиций не только соседних стран, но и Европы, России и Китая.
Почему Турция привлекательна для инвестиций
В Турции очень широко развиты туристический и околотуристический сегменты, а также строительная сфера, обрабатывающая промышленность и текстильное производство. Крупный бизнес при этом не является приоритетом. Упор делается на поддержку малого и среднего бизнеса — это часть экономической политики страны. Кроме того, всестороннее поощряются инвестиции зарубежных партнеров, желающих открыть в Турции свое предприятие. Так, они могут рассчитывать на льготные ставки кредитования или частичное освобождение от налогов.
Сейчас в Турции более 28,5 тыс. зарубежных предприятий, в основном из Нидерландов, США, Великобритании, Австрии и Германии.
Топ сфер, куда вкладываются иностранные инвесторы:
- Оптовая и розничная торговля.
- Обрабатывающая промышленность и химическое производство.
- Недвижимость.
- Строительство.
- Логистика.
Важное преимущество для инвесторов — то, что Турция хотя еще не вошла в Евросоюз, является его ассоциированным членом и активно играет роль посредника между Европой и Азией, имея на обоих рынках вес и экономический интерес. Так, Турция активно и беспрепятственно поставляет в Европу свои товары и услуги, а также помогает европейскому бизнесу прийти к сотрудничеству со странами Персидского залива, с которыми у Турции больше связей. Таким образом, невзирая на нестабильность государственной валюты и высокий уровень инфляции, количество зарубежных предпринимателей в стране не уменьшается.
Турция и российский бизнес
Неопределенное состояние Турции позволило ей в 2022 году не поддерживать санкции, направленные против России, а занять позицию значимого бизнес-партнера страны, с которой ограничили сотрудничество многие страны Европы, а также Великобритания и США. В апреле 2022 года россияне заняли первое место среди иностранцев, учредивших бизнес в Турции. Основной поток российских инвестиций сейчас направлен в тяжелую промышленность, логистику и текстильное производство, а также в оптово-розничную торговлю и туристический бизнес.
Франчайзинг в Турции
На территории Турции сейчас около 2 500 франшиз. Каждая десятая турецкая компания развивается или планирует развиваться по франчайзингу. Однако в стране пока что нет отдельного закона, регулирующего франшизы. Поэтому отношения франчайзера и франчайзи определяются только договором, а также законодательными актами, изданными в отношении иностранных инвестиций, в том случае если речь идет о зарубежных компаниях.
Для того чтобы открыть франшизу в Турции, нужно выбрать форму бизнеса, зарегистрировать свой бизнес в Торговой палате, встать на учет в налоговой и предоставить пакет документов с нотариально заверенным переводом. Лицензии и прочие разрешительные документы оформляются в Турции довольно быстро. Однако, если вы планируете работу в одной из регулируемых государством сфер, например, в банковской сфере или страховании, понадобится получить разрешение от Министерства торговли и промышленности.
Чтобы зарегистрировать бизнес в Турции, понадобится:
- Загранпаспорт с переводом, заверенный у нотариуса.
- Турецкий ИНН, устав компании, манифест, решение учредителей, название компании на турецком языке.
- Свидетельство о регистрации, выписка из реестра юридических лиц и разрешение от уполномоченного органа об одобрении участия в турецкой компании, если компанию открывает иностранное юридическое лицо. Регистрация всех документов занимает около месяца.
- Счет в банке и наличие на нем не менее 25% от заявленной суммы уставного капитала, внесенной в течение трех месяцев. Остальное можно будет внести в течение следующих трех лет. Минимум уставного капитала в Турции — 5 тысяч лир, но для ООО минимальная сумма вдвое больше.
- Необходимые лицензии и доверенности.
Отдельно следует упомянуть, что уровень преференций и налоговых льгот жестко привязан к области деятельности, а также к региону, в котором вы планируете развиваться. Существуют так называемые зоны свободной торговли, промышленные зоны и технологические зоны (технопарки), где соответственно назначению зоны развита инфраструктура, а также на уровне льгот и дополнительных возможностей поощряется тот или иной вид коммерческой деятельности.
Выгодные направления для франшиз в Турции
Франчайзинг хорошо развит в Турции, и уже не первое десятилетие он является одной из движущих сил экономики страны. Вот направления, которые сейчас популярны.
Общепит
Как и везде, самое популярное направление турецкого франчайзинга — точки общественного питания. Особенности франшизы общепита зависят от выбранного вами города: в крупных городах — высокая конкуренция, в курортных — проходимость точки привязана к сезону, а в небольших населенных пунктах придется сначала досконально изучить местный рынок, чтобы понять вкусы и привычки потенциальных клиентов.
Хорошим вариантом с низкими рисками, например, будет вендинговая кофейня самообслуживания Lifehacker Coffee, которую можно установить возле пляжа или в торговом центре. Либо же можно открыть по франшизе полноценный ресторан японской кухни с опцией доставки на дом. Франчайзинговая сеть «Капибара» предоставляет такую возможность. Или открыть в Турции представительство яркой франшизы ферментированных чайных напитков PIMS для молодой модной аудитории и туристов — у них уже есть опыт работы на международном рынке, в частности, в Дубае.
Образование
Еще одна популярная услуга во всем мире — обучение детей и взрослых. Турцию как перспективный регион для развития франчайзинга рассматривает «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана» — это сеть образовательных центров для детей и подростков, где можно подготовиться к поступлению в технический вуз, освоить основы программирования и робототехники. Другая похожая франшиза, ориентированная на Турцию, — «Пункт Б». Она заявлена в качестве профориентационной, но подходит далеко не только старшеклассникам. В задачи образовательного центра входят также программа обучения бизнесу для экспертов в образовании, переквалификация взрослых, которые хотят сменить профессию и специальные программы для родителей абитуриентов.
Отдых, туризм и красота
Несмотря на то, что отельный бизнес уже в достаточной степени развит в этой теплой стране, франшизы отелей или мини-гостиниц пользуются популярностью. Можно открывать нишевые или тематические форматы: например, санаторий для спортсменов или мини-отель для постояльцев с животными. Или же можно открыть франшизу салона красоты или SPA. На это всегда есть запрос, особенно в туристических городах. Например, можно открыть салон SPA IZBA по франшизе , чтобы заниматься лечебным и косметическим массажем и другими процедурами красоты.
Недвижимость, строительство и коммуникации
Многолетний последовательный рост цен на рынке вторичной недвижимости и новостроек привел к тому, что эту сферу можно назвать одной из самых перспективных в Турции на данный момент. Кроме того, иммиграционный бум немало поспособствовал взрывному росту стоимости покупки и аренды жилья в 2022 году. Коммерческая недвижимость также будет весьма актуальна в связи с увеличением количества инвесторов, в том числе из России.
Другое, более узкое направление в этом ключе — инженерные коммуникации. Например, франшиза инженерно-торговой компании AQUATICA занимается водоотведением, что будет особенно актуально в сезон дождей, и очистными сооружениями (в том числе для отелей). Также в сферу деятельности франшизы входит организация автополива, что очень востребовано в сельско-хозяйственно ориентированных регионах Турции.
На что стоит обратить внимание при выборе франшизы в Турции
Во-первых, это конкуренция. Существуют направления, которые в крупных городах уже не столь актуальны, поскольку все экономические ниши уже заняты. Например, общепит и образование. Если вы планируете открываться в этих сферах, лучше выбрать менее перегруженные конкурентами города.
Во-вторых, на регион и сферу деятельности. Обязательно проверьте, в какую зону развития входит выбранный вами город, от этого зависит уровень государственной поддержки, возможности кредитования и налогообложения. Правильный выбор зоны развития в соответствии с областью вашей деятельности даст огромные преимущества на старте.
Кроме того, религия и культура здесь тоже важны. Турция — официально светское государство, однако подавляющее большинство населения в стране исповедует ислам. Поэтому в нетуристических зонах открытие алкогольной франшизы или сети ночных клубов не принесет ожидаемой прибыли, но может создать некоторые проблемы с репутацией.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Насколько выгодно покупать франшизу в Турции?
Как купить франшизу через каталог?
Выберите понравившееся вам направление и изучите предложенные в каталоге варианты. Лучше всего выбирать компании, имеющие франшизы в Турции, они смогут поделиться опытом и помочь вам с обустройством на месте. Для уточнения подробностей договора можно связаться с представителем бизнеса непосредственно на страничке франшизы.