Франшиза — один из наиболее эффективных инструментов для повышения коммерческой ценности проекта в игровой индустрии. Благодаря франшизе, можно закрепить и развить успех той или иной игры, расширить пользовательскую аудиторию, а также охватить сопредельные медиарынки — киноиндустрию, книгоиздание, дизайн. Франчайзинг в области медиа, к которой относится и создание видеоигр, имеет свою специфику, свои плюсы и минусы. Давайте выясним, как устроены франшизы в игровой индустрии и чем они отличаются от классических франшиз в любой другой сфере бизнеса.
Франчайзинг в игровой индустрии: понятия и преимущества
Франшиза в гейм-индустрии, равно как и в кинематографе, представляет собой линейку медиапродукции, связанной общими элементами — сюжетом, сеттингом, персонажами и т.д. Права на подобную франшизу могут быть проданы другим компаниям, после чего приобретатель получит возможность создавать новые произведения на основе исходного. Это могут быть игры, книги, фильмы или сериалы.
Игровая индустрия — одна из самых активных в плане использования франчайзинговой модели развития. Чаще всего франшиза в игровой индустрии включает в себя название, вселенную, в которой происходят описанные события, а также основных персонажей. Любой желающий не может воспользоваться раскрученным брендом, поскольку авторские права охраняются на законодательном уровне. Например, в Российской Федерации вопрос регулируется ст. 70 КоАП РФ. Впрочем, несмотря на юридические ограничения, фанаты включают элементы любимых франшиз в свое творчество — например, создают фанфики по мотивам популярных игр. Подобное продвижение франшизы поклонниками может быть полезно для владельца авторских прав. Фанаты привлекают новых последователей, подогревают интерес к произведению. Фанатские работы подтверждают популярность, становятся социальным доказательством успеха, повышают цену франшизы.
Итак, можно выделить несколько основных преимуществ франчайзинга в игровой индустрии:
- Возможность развивать сеттинг, создавать новые сюжетные арки. Благодаря этому, фанаты дольше могут наслаждаться любимой игрой, покупать следующие части, а значит, увеличивать доход правообладателя.
- Расширение аудитории. Если франшиза переходит из одной индустрии в другую (например, по мотивам игры снимают фильм либо сериал, пишут книгу), то число людей, которые могут заинтересоваться сеттингом, возрастает. У тех, кто прежде даже не слышал о вселенной, появляется возможность познакомиться с ней.
Недостатки у медиафранчайзинга тоже есть. Проект, который принес большую прибыль, нередко продолжают по инерции, с ухудшением качества. Например, следующие части игры выходят менее интересными, чем предыдущие. Или фильм, снятый по игре, расходится с первоисточником, что разочаровывает фанатов, но при этом мало понятен людям, не знакомым с оригиналом.
Популярные франшизы видеоигр
Одной из популярных франшиз в игровой индустрии стала Grand Theft Auto (GTA). Сейчас выпущено уже 16 игр, созданных по данной вселенной. Первые выпуски представляли собой простые гонки, но затем сюжеты начали усложняться. Появились различные задания, пасхалки, дополнительные эпизоды. Это привело к числу роста фанатов: кроме любителей жанра гонок, добавились ценители приключенческих сюжетов. Узнаваемая графика и популярные музыкальные треки тоже положительно повлияли на рейтинги.
Resident Evil представляет собой серию игр, в которых главная задача — уничтожение жутких монстров. Хотя по яркости, визуальной составляющей она уступает многим аналогам с похожим сюжетом, поклонников у RE немало. Во многом этому поспособствовал фильм «Обитель зла» с Миллой Йовович в главной роли. Но если первая часть киноленты привлекла поток новых фанатов, то последующие становились все слабее, а последняя и вовсе вызвала негодование поклонников.
Super Mario Brothers — одна из старейших игровых франшиз. Зародилась она еще в период, когда персональные компьютеры были редкостью. И если в первых версиях главный герой в основном был занят тем, что перепрыгивал различные препятствия, то с каждой последующей игрой сюжеты усложнялись. Сначала персонаж попал в сказочную страну, затем получил способность превращаться в енота, после стал бумажным.
Mortal Combat от Sega Genesis дает возможность выпустить пар, уничтожая виртуальных врагов жестокими, изощренными методами. Вскоре подобная игра появилась у Nintendo — компании-конкурента. «Мортал Комбат» вдохновил также режиссеров, которые сняли по его мотивам 2 фильма. Кроме того, об игровой вселенной была написана песня.
World of Warcraft приобрел популярность как в России, так и за рубежом. По мотивам игры был снят фильм, готовится продолжение. Но любовь фанатов вселенная обрела задолго до появления киноверсии. Об этой игре придумано немало шуток, ей посвящают песни, а на ее основе создают RPG. Привлекает она в первую очередь любителей фэнтези, мира меча и магии.
DOOM — первый шутер, созданный в 1993 году. Он сильно повлиял на индустрию видеоигр, положил начало новому жанру. Монстры и пришельцы понравятся любителям жанра ужасов. Различное оружие, которое можно использовать, чтобы уничтожать противников, придется по вкусу любителям «стрелялок». Продолжение вышло не хуже первой части, а снятый затем фильм увеличил аудиторию поклонников.
Assasin's Creed испытала как взлеты, так и падения. Если первые части приводили фанатов в восторг, то последующие, хотя и неплохие, сильно уступали по качеству, уровню проработки. Прежней популярности вселенной достичь уже не удалось. По мотивам игры был снят фильм, который не порадовал фанатов, но понравился людям, прежде не знакомым с игрой.
World of Tanks популярна в России и странах СНГ. В остальном мире количество фанатов намного меньше. Игра отличается простотой задумки, имеет немало аналогов, но привлекает все больше поклонников. Регулярно выходят обновления, запускаются события, появляется премиальная техника, которую можно получить лишь за участие в особых активностях. Есть возможность зайти в бой вместе с другом. Кроме игры с танковыми сражениями, появились и другие вариации. Например, бои на воде, между кораблями.
The Elder Scrolls представляет собой серию объединенных общей вселенной игр. Фанатов привлекает свобода действий, возможность исследовать вымышленный мир, посещать разные его части, выполняя задания. Детальная проработка, обилие рас, локаций, предметов позволяет почувствовать себя персонажем произведения в жанре фэнтези. Игровые активности включают сражения с монстрами, поиск локаций и предметов, применение разного оружия, навыков, умений. На высоком уровне графика, музыкальное сопровождение.
The Sims — симулятор реальной жизни, возможно, самая популярная игра в подобном жанре. В игровом мире можно построить счастливые отношения, карьеру, купить квартиру или дом, обзавестись машиной и т.п. Каждый сделанный выбор влияет на то, как будет развиваться судьба персонажа. Только игрок определяет исход событий. Помимо воссоздания повседневной жизни в реальном мире, некоторые игры этой франшизы дают возможность побыть в роли ведьмы, вампира или волшебника.
«Герои меча и магии» ориентированы на любителей фэнтези. Кроме главного квеста, который нужно выполнить, предоставляется возможность проходить дополнительные задания, связанные с поиском ресурсов и развитием персонажа. Игра быстро обрела поклонников, однако после того как франшиза была выкуплена компанией Ubisoft, качество сильно снизилось, и популярность стала сходить на нет.
Игры были созданы и по мотивам популярных сериалов, комиксов, книг. Например, серия для ПК и для PCP существует по «Гарри Поттеру». Игроку предлагается поучаствовать в решении головоломок, сражениях с Пожирателями Смерти, приготовлении зелий, разных других квестах. По вселенной «Песни Льда и Пламени» тоже создана игра. От решений игрока зависит исход событий, причем некоторые шаги приведут к гибели персонажа.
«Ходячие мертвецы» популярнее как комикс и сериал. Игра, созданная по их мотивам, не столь интересна, ей не хватает интерактивности. Но поклонники серии все равно с удовольствием играют, а сама идея сражений с зомби полюбилась и другим компаниям, выпустившим свои версии игр, в которых и графика лучше, и возможностей больше, и квесты интереснее.
Франчайзинг и развитие компьютерных игр
Удачные франшизы выгодны не только создателю, обладателю авторских прав. Они влияют на весь рынок, задают новые тренды. Иногда популярность игры приводит к появлению нового жанра, в котором вскоре создаются вселенные, нередко превосходящие исходную игру. Идея ложится в основу новых разработок, что благотворно воздействует на индустрию в целом. Использование уже существующей франшизы хорошо помогает в продвижении новых, молодых проектов. Люди охотнее покупают продолжение полюбившейся серии, поскольку уже оценили качество первой части и хотят вновь соприкоснуться с этой вселенной.
Владельцам франшиз приходится постоянно конкурировать за внимание аудитории. Ежегодно на рынке появляются новые игры для ПК, графика и уровень проработки в которых превышает характеристики старых. Поэтому важно не только регулярно выпускать обновления, следить, чтобы они были не хуже предыдущих частей, но и вкладывать бюджет в рекламу. Например, привлечь внимание к вселенной могут инфлюенсеры, звезды, стримеры, играющие в прямых эфирах.
Другой вариант развития — снять фильм. Но это дорого, поэтому редко кто может самостоятельно, без поддержки крупной киностудии, реализовать такой проект. Кино позволяет привлечь тех людей, которые не являются активными игроками. Посмотрев фильм, они могут купить игру, пройти ее, а если понравится, то заинтересуются и следующей частью.
Заключение
Франшиза помогает авторам игры увеличить прибыль, а фанатам — дольше получать удовольствие от любимой игровой вселенной. Кроме того, игры получают развитие в других сферах медиа. По ним снимают фильмы, а иногда и сериалы, пишут книги. Нередко появляется одежда или предметы быта с персонажами, эмблемами или другой символикой игровой вселенной. Однако коммерческий успех исходного проекта не всегда идет на пользу следующим частям игры. Когда франшизу перекупают, ее качество может снизиться, и это закономерно приводит к разочарованию фанатов, падению рейтингов. Чтобы поддерживать интерес к сеттингу, нужно развивать визуальную и сюжетную составляющую игр, а также не забывать о рекламе проекта.
Часто популярность приобретают те проекты, которые сильно повлияли на всю индустрию, например, первые игры в новых жанрах. Люди, которым не хватало подобных предложений на рынке, становятся активными пользователями, привлекают друзей, а затем могут скупать и похожие предложения. Кроме того, с помощью игр пиарят другие проекты: кинофильмы, сериалы, литературные произведения.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Какие самые известные франшизы в компьютерных играх?
Наибольшей популярностью пользуются GTA, World of Warcraft, The Elder Scrolls.
Как развиваются компьютерные франшизы?
Появляются новые игры в серии, а также новые произведения в других областях медиа. Сюжеты и вселенные дорабатываются и усложняются от одной серии к другой.