Популярность франчайзинга растет, и на первый взгляд может казаться, что такой
вид бизнеса является простой и доступной возможностью открытия собственного
дела. Но это не так. Грамотный подход, компетентность и деловая хватка —
основные факторы, которые должны присутствовать у человека, который стремиться
получать доход с помощью своего бизнеса. И если вы грамотно составите
франчайзинговый договор, избежите «подводных камней» на рынке продаж и услуг,
изучите своих партнеров по бизнесу и найдете специалистов — успех в сфере
франчайзинга вам обеспечен.
На сегодняшний день франчайзинг — это вариант предпринимательства, фундаментом
которого являются деловые отношения между франчайзи и франчайзером. Подготовка
к продаже или покупке франшизы должна быть продуманной: следует внимательно
изучить франчайзинговый договор или контракт, расставляя акценты на роялти и
паушальном взносе. В данной статье речь пойдет именно об этих формах оплаты,
мы подробнее рассмотрим, что же такое роялти и паушальный взнос.
Начнем с роялти
Систематический платеж, который получает франчайзер за использование имени
своей корпорации, бренда и прав интеллектуальной собственности зовется
роялти. Размер данного платежа указывается в договоре, он может быть
фиксированным или же зависеть напрямую от валового дохода франчайзи. Сумма
платежа должна быть приемлемой и максимально комфортной для обеих сторон.
Потому как необоснованно завышенные платежи сокращают доход франшизы, а
заниженные уменьшают эффективность управления бизнесом.
Виды роялти
-
Процент от продажи товаров или услуг за определенный период времени. Его
сумма составляет оговоренный в контракте процент от валового оборота. Чаще
всего такой вид оплаты осуществляется единожды в месяц, квартал или год.
-
Процент с маржи. Имеется в виду разница между полученной суммой от продажи
товара и затраченными финансами на его производство без учета стабильных
издержек. Такой вариант процента актуален при контроле ценовой политики
розничных и оптовых продаж.
-
Установленный роялти. В оговоренный период времени осуществляется платеж,
который прописан в договоре и имеет конкретную сумму или фиксированный процент от продаж товаров
или услуг.
По сути, роялти является платой за управление компанией, фирмой или
предприятием, а конкретнее — за именитый бренд, поддержку бизнеса и
обслуживание. Франчайзи выплачивает роялти франчайзеру за закрепленное место
на рынке продажи товаров или услуг, за возможность использовать обретенную
популярность и получать с ее помощью доход.
В системе франчайзинга существует два вида оплаты франчайзеру — это роялти и
паушальный взнос.
Рассмотрим подробнее, что же является паушальным взносом
Одна сторона, а именно — франчайзи, за договоренную сумму открывает свой
бизнес под брендом другой стороны — франчайзера. Паушальный взнос и
есть та самая сумма. Данная плата взимается единожды, и чаще всего частично
может быть израсходована на маркетинговые исследования, пиар, обучение и
расходы, которые связаны с открытием. Паушальный взнос может состоять из всех
расходов на открытие бизнеса франчайзи, так и быть
фиксированным. Он может проводиться единовременно или же в рассрочку. Суть
паушального взноса в том, что он покрывает финансовые затраты правообладателя.
Единой формулы или системы для вычисления паушального взноса нет.
Индивидуальный расчет, распланированный доход от сделки и возможность
кризисных ситуаций влияет на сумму паушальной оплаты.
Выплата роялти и паушального взноса оговариваются представителями обоих сторон
или уполномоченными особами, а также фиксируются во франчайзинговом договоре.