
Популярность франчайзинга растет, и на первый взгляд может казаться, что такой вид бизнеса является простой и доступной возможностью открытия собственного дела. Но это не так. Грамотный подход, компетентность и деловая хватка — основные факторы, которые должны присутствовать у человека, который стремиться получать доход с помощью своего бизнеса. И если вы грамотно составите франчайзинговый договор, избежите «подводных камней» на рынке продаж и услуг, изучите своих партнеров по бизнесу и найдете специалистов — успех в сфере франчайзинга вам обеспечен.
На сегодняшний день франчайзинг — это вариант предпринимательства, фундаментом которого являются деловые отношения между франчайзи и франчайзером. Подготовка к продаже или покупке франшизы должна быть продуманной: следует внимательно изучить франчайзинговый договор или контракт, расставляя акценты на роялти и паушальном взносе. В данной статье речь пойдет именно об этих формах оплаты, мы подробнее рассмотрим, что же такое роялти и паушальный взнос.
Начнем с роялти
Систематический платеж, который получает франчайзер за использование имени своей корпорации, бренда и прав интеллектуальной собственности зовется роялти. Размер данного платежа указывается в договоре, он может быть фиксированным или же зависеть напрямую от валового дохода франчайзи. Сумма платежа должна быть приемлемой и максимально комфортной для обеих сторон. Потому как необоснованно завышенные платежи сокращают доход франшизы, а заниженные уменьшают эффективность управления бизнесом.
Виды роялти
- Процент от продажи товаров или услуг за определенный период времени. Его сумма составляет оговоренный в контракте процент от валового оборота. Чаще всего такой вид оплаты осуществляется единожды в месяц, квартал или год.
- Процент с маржи. Имеется в виду разница между полученной суммой от продажи товара и затраченными финансами на его производство без учета стабильных издержек. Такой вариант процента актуален при контроле ценовой политики розничных и оптовых продаж.
- Установленный роялти. В оговоренный период времени осуществляется платеж, который прописан в договоре и имеет конкретную сумму или фиксированный процент от продаж товаров или услуг.

По сути, роялти является платой за управление компанией, фирмой или предприятием, а конкретнее — за именитый бренд, поддержку бизнеса и обслуживание. Франчайзи выплачивает роялти франчайзеру за закрепленное место на рынке продажи товаров или услуг, за возможность использовать обретенную популярность и получать с ее помощью доход.
В системе франчайзинга существует два вида оплаты франчайзеру — это роялти и паушальный взнос.
Рассмотрим подробнее, что же является паушальным взносом
Одна сторона, а именно — франчайзи, за договоренную сумму открывает свой бизнес под брендом другой стороны — франчайзера. Паушальный взнос и есть та самая сумма. Данная плата взимается единожды, и чаще всего частично может быть израсходована на маркетинговые исследования, пиар, обучение и расходы, которые связаны с открытием. Паушальный взнос может состоять из всех расходов на открытие бизнеса франчайзи, так и быть фиксированным. Он может проводиться единовременно или же в рассрочку. Суть паушального взноса в том, что он покрывает финансовые затраты правообладателя. Единой формулы или системы для вычисления паушального взноса нет. Индивидуальный расчет, распланированный доход от сделки и возможность кризисных ситуаций влияет на сумму паушальной оплаты.
Выплата роялти и паушального взноса оговариваются представителями обоих сторон или уполномоченными особами, а также фиксируются во франчайзинговом договоре.