Топ-франшиз - официальный сайт

8 499 648 26 24

TopFranchise.ru - официальный сайт лучших франчайзинг предложения в России

Будущее франчайзинга в России


Автор: Юрий Михайличенко

Автор:
Юрий Михайличенко

Каков объем российского рынка франчайзинга? Как быстро он развивается? Какой уровень этого направления развития бизнеса по сравнению с лидерами — США и странами Европы — и с развивающимися экономиками Азии, Африки, Латинской Америки? Исполнительный вице-президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко специально для журнала ФРАНЧАЙЗИНГ рассказал о том,как обстоят дела с франчайзингом в России и какое будущее ждет его в нашей стране.

Хорошие показатели роста

Россия показывает хорошие результаты по росту франчайзинга. Буквально 2–3 года назад показатели роста стабильно держались у отметки 18–20%. Даже небольшое снижение до 15% в 2019 году — отличный результат, даже, пожалуй, лучше, чем в остальных отраслях.

Если сравнивать динамику развития с лидерами — США, Европой, то после насыщения рынка в этих регионах рост сильно замедлился и лежит где-то в пределах 1–2%. Наоборот, регионы Юго-Восточной Азии — Китай, Тайвань, Япония, Южная Корея — показывают похожие результаты. Однако рынок этих стран гораздо более развит, чем в России. Например, в Южной Корее франчайзинг — это 12% ВВП. Другое дело — Южная Америка. Бразилия — лидер франчайзинга в мире после США и Китая. Африка — аутсайдер, хотя Египет и Марокко показывают отличные результаты.

Если оценивать перспективы развития, то в ближайшее время мы ожидаем увеличение рынка почти в 3 раза. Государство уже обратило внимание на эту форму развития бизнеса и включило в приоритеты развития малого и среднего предпринимательства, заложило ряд мер поддержки.

Объем рынка франчайзинга

Если говорить про объем российского рынка франчайзинга, то сейчас, в 2019 году, мы говорим о цифрах около 70 000 точек продаж и 1500 брендов, 1 млн занятых в индустрии. По сравнению с другими странами это мало (примерно в 10 раз меньше, чем в США). Однако и в гонку мы включились позднее, и показатели роста у нас самые высокие в мире.

Поэтому в последующие лет 10 мы ждем таких результатов: около 200 000 точек продаж, 2500 брендов и 4 млн занятых. Кроме того, учитывая высокий интерес к освоению других рынков, Россия в ближайшие годы серьезно заявится своими брендами на глобальном рынке.

Чей путь нам ближе

Правовое регулирование франчайзинга в России без преувеличения можно назвать лучшим в мире, несмотря на постоянно возникающие инициативы его поменять. Нормы, существующие в России, можно назвать стимулирующими и полностью устраивающими бизнес-сообщество. Например, нигде в мире нет возможности прямого запрета франчайзера на продажу франчайзи товаров конкурентов, а также возможности при необходимости регулировать ценовую политику всей сети.

Российский франчайзинг, скорее, будет развиваться по модели, характерной для Бразилии и Мексики. Собственно, многие механизмы, включая меры государственной поддержки и стимулирования, мы брали по обмену опытом в этих странах. Кроме того, Бразилия не один раз проходила кризисные моменты в экономике, очень похожие на российские. Франчайзинг в те периоды показывал максимальный рост.

Опыту экспансии Мексики на рынок США тоже нужно поучиться. Зайдя 10 лет назад на рынок США, они быстро освоили южную часть Северной Америки. Конечно, здесь Мексике сыграло на руку наличие серьезной мексиканской диаспоры в этом регионе. Так и в районе штата Нью-Йорк большая русская диаспора. Почему бы не использовать эту среду? У бразильцев мы заимствуем сейчас систему сертификации, чтобы очистить рынок от недобросовестных франчайзеров.

Франчайзингу нужна поддержка

Франчайзинг нужно поддерживать всеми возможными способами, так как он пока самый эффективный инструмент развития предпринимательства и продвижения товаров и услуг. Это мировой опыт. Учитывая то, что франчайзинг охватывает почти все отрасли экономики, регионы, и инструменты должны быть различными.

В первую очередь, совместно всем обществом нужно поработать над популяризацией франчайзинга, мотивацией предпринимателей на занятие этой моделью бизнеса. Здесь хороши все инструменты — и государственные, и частные. Роль общественных организаций очень важна.

Важны также финансовые инструменты. К сожалению, кредитная политика банков и государства пока не способствуют взрывному росту. Деньги дорогие, получить их, а тем более отдать, не просто. Нужно делать упор на фонды, частные трасты,убеждать государство сделать меры финансовой поддержки простыми и доступными. Не хватает и инфраструктуры для роста: помещений, земли и т. п. Нужны новые формы, доступные большинству предпринимателей.

будущее франчайзинга в России

Прогноз на 5 лет

Рынок растет быстро, но сумбурно. Очень много некачественных франшиз и экспертов, их разрабатывающих. Поэтому и закрытий много. Года через три, с повышением конкуренции между брендами и введением системы сертификации, ситуация улучшится. Появятся новые надежные бренды, с рынка исчезнут однодневки. Появятся новые финансовые инструменты и меры поддержки. Рынок покажет новую волну роста — и лет через пять количество точек удвоится. Далее последует плавный, но быстрый рост, и количество объектов дойдет до 200–250 тысяч точек. Рост уйдет вглубь регионов и дойдет до самых удаленных населенных пунктов.

Рост франчайзинга неминуем

Рост франчайзинга неминуем, даже при наличия препятствий. Все страны через это проходили. Франчайзинг, как и вода, всегда найдет поры и щели, по которым он протечет для своего развития. Наш народ очень изобретателен, и развитие будет идти даже вопреки. Это неизбежно, но общество может помочь сделать этот рост быстрее. Все выиграют.

В идеале нужно иметь госпрограмму развития франчайзинга. Не в рамках торговли, не в рамках общепита — отдельную программу. Эта программа должна включать реальные и обеспеченные меры поддержки и показатели, чтобы мотивировать регионы прилагать максимальные усилия и искать новые пути развития. Помните: в свое время было соцсоревнование? Если регион будут оценивать по развитию франчайзинга, то и результаты быстро подтянутся.

Российская ассоциация франчайзинга

Для любого процесса нужен центр принятия решений и формирования стратегий. Без координирующей роли Российской ассоциации франчайзинга рост будет хаотичным и неуправляемым. Не будут быстро появляться новые инструменты, не будет диалога власти и бизнеса. Будут проявляться вредные инициативы, губительные для бизнеса, но хорошие для пиара непрофессионалов.

РАФ есть и будет центром объединения и цементом, склеивающим различные группы и отрасли. Ассоциацию можно сравнить с профсоюзом. Также РАФ — это площадка для экспертного общения и обмена опытом. Клуб наставников, где более опытные компании бескорыстно делятся бесценным опытом с новичками, не позволяя им совершать лишним ошибки.

Ассоциация способствует очищению рынка от недобросовестных предпринимателей, росту франчайзинга в регионах. Немаловажной ролью РАФ является продвижения российских франшиз на зарубежных рынках.

В ближайшее время уровень влияния ассоциации будет возрастать, параллельно будут происходить и расширение состава ассоциации. Ну и, конечно, в ближайшее время РАФ представит новые инструменты развития и продвижения франшиз, используя новые цифровые технологии. Ресурс организации это позволяет.

Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!

Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!