Кто отвечает за персонал в сфере франчайзинга
Мы рассказываем о новинках на рынке, важных тенденциях, историях успеха франчайзи и многом другом.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Рубрика:
Лайфхаки бизнеса по франшизе
Спикер:
Оксана Умеренкова,
руководитель по персоналу, карьерный консультант
Время прочтения:
2,5 минуты
Ко мне неоднократно обращались как компании-основатели франшиз, так и их партнеры франчайзи. И со временем у меня сформировалось четкое понимание, какие советы нужно дать обеим сторонам бизнеса, чтобы у них не возникли проблемы с персоналом и при взаимодействии друг с другом. Самые важные моменты расскажу в этой публикации.
Для удобства восприятия я разграничила свои советы для компаний-разработчиков франшиз – и для их партнеров.
Советы для франчайзи
Самое главное – запомните: ответственность за подбор и найм персонала – даже если вы приобретаете франшизу – лежит на вас. Компания-владелец бренда может обозначить, какое количество сотрудников вам понадобится. Но искать их и договариваться будете вы.
Потенциальные сложности зависят от нескольких факторов:
- Отрасли и специфики вашего бизнеса.
- Географической точки, где вы будете открывать свое представительство.
- Сезона, на который приходится открытие компании.
Поясню подробнее и приведу примеры.
Особенное внимание персоналу франчайзер будет уделять в тех случаях, когда франшиза связана с предоставлением образовательных услуг, либо если ниша очень узкопрофильная. Тогда основатель обычно предоставляет свод квалификационных требований к тем, кто будет транслировать его методику или ценности – или же организовывает обучение (в большинстве случаев за свой счет).
В ритейле и в сфере услуг проблематика с персоналом будет всегда. Здесь каждый предприниматель находит свой способ решения проблемы: кто-то берет сотрудников с меньшим опытом (и, соответственно, менее дорогих) учит их, иногда оплачивая курсы повышения квалификации и т.д. Кто-то предпочитает более высококвалифицированные кадры. Некоторые обращаются к услугам профессиональных рекрутеров. Кто-то выстраивает многоступенчатую систему мотивации и т.п.
Если вы открываете представительство в маленьком городе (или в деревне, областном центре и т.д.), то можете столкнуться с тем, что найти не просто квалифицированных сотрудников, а даже просто ответственных будет большой проблемой. Поэтому я бы советовала для таких случаев выбирать либо максимально автоматизированный бизнес, либо такой, где успех больше зависит от товара и его качества, чем от сотрудников.
Относительно сезонности: это элементарно, но многие владельцы бизнеса почему-то об этом забывают. Не нужно заниматься наймом и хантингом продавцов в высокие сезоны. Они как минимум обойдутся вам значительно дороже. Кроме того, сейлзы тоже не любят «скакать» с места на место. Поэтому вы рискуете также потерять уйму времени на пустые переговоры.
Плюс еще один важный совет
Он не просто важный, а очень важный: не нанимайте на работу родственников и знакомых. Это просто классика проблематики рекрутинга – а точнее, с проблемами в этом случае вы будете сталкиваться на каждом шагу. С близкими людьми у вас изначально нарушена иерархия «начальник – подчиненный». Вы уверены, что сможете спрашивать, к примеру, с сестры или тёти, или жены друга в той же степени, как с незнакомого человека? Кроме того, что ваш собственный бизнес может пострадать из-за таких «родственных связей», так еще и получите в итоге обиженное окружение и претензии.
Советы для франчайзера
Наверняка ваш договор с будущими партнерами предусматривает всевозможные ситуации и нюансы. Но лучше все-таки убедиться, что франчайзи внимательно его прочитал и всё понял. В том числе и тот момент, что успех его бизнесу не гарантирован только потому, что он станет причастным к вашему бренду. И за качество своей команды также отвечает он сам.
Но если вашему виду бизнеса особенно важна квалификация персонала, разработайте перечень критериев, которому должны соответствовать сотрудники ваших будущих франчайзи. Включите их в договор. В него также можно включить регулярный ассессмент – комплексную оценку сотрудников франчайзи. Всё это оговаривается заранее и документально фиксируется.
Хорошей идеей, если вам нужна какая-то узкая специализация, будет организовать собственной учебный центр. Да, это затратное мероприятие, но зато обеспечит необходимый вам уровень качества.
Вот такие несложные рекомендации, но про них почему-то часто забывают обе стороны.
Подборка бизнеса по франшизе
Франшиза химчистки и ремонта обуви Sneak Fresh
Химчистки, прачечные
Вложения от 1 000 050 ₽
Окупаемость от 6 мес.
Франшиза «COCOS» — студия-школа красоты
Салоны красоты
Вложения от 1 000 000 ₽
Окупаемость от 3 мес.
Франшиза клининговой компании NEW CLEANING
Клининговые службы
Вложения от 376 638 ₽
Окупаемость от 8 мес.
Франшиза сети массаж-студий для женщин Xsize
Массажные салоны
Вложения от 2 500 000 ₽
Окупаемость от 10 мес.
Франшиза Krasota infusions — центр инновационной косметологии
Медицинские центры
Вложения от 300 000 ₽
Окупаемость от 10 мес.
Франшиза дизайн-студии «Экспресс-Дизайн»
Дизайн интерьеров
Вложения от 799 000 ₽
Окупаемость от 1 мес.
Франшиза сети магазинов электроники и аксессуаров SOTOVIK
Телефоны и гаджеты
Вложения от 1 800 000 ₽
Окупаемость от 4 мес.
из 5 вопросов,
и мы поможем подобрать франшизу