Топ-франшиз - официальный сайт

8 499 648 26 24

TopFranchise.ru - официальный сайт лучших франчайзинг предложения в России

Кто отвечает за персонал в сфере франчайзинга

персонал в сфере франчайзинга

Рубрика:
Лайфхаки бизнеса по франшизе

Спикер:
Оксана Умеренкова,
руководитель по персоналу, карьерный консультант

Время прочтения:
2,5 минуты

Оксана Умеренкова
Ко мне неоднократно обращались как компании-основатели франшиз, так и их партнеры франчайзи. И со временем у меня сформировалось четкое понимание, какие советы нужно дать обеим сторонам бизнеса, чтобы у них не возникли проблемы с персоналом и при взаимодействии друг с другом. Самые важные моменты расскажу в этой публикации.

Для удобства восприятия я разграничила свои советы для компаний-разработчиков франшиз – и для их партнеров.

Советы для франчайзи

Самое главное – запомните: ответственность за подбор и найм персонала – даже если вы приобретаете франшизу – лежит на вас. Компания-владелец бренда может обозначить, какое количество сотрудников вам понадобится. Но искать их и договариваться будете вы.

Потенциальные сложности зависят от нескольких факторов:

  • Отрасли и специфики вашего бизнеса.
  • Географической точки, где вы будете открывать свое представительство.
  • Сезона, на который приходится открытие компании.

Поясню подробнее и приведу примеры.

Особенное внимание персоналу франчайзер будет уделять в тех случаях, когда франшиза связана с предоставлением образовательных услуг, либо если ниша очень узкопрофильная. Тогда основатель обычно предоставляет свод квалификационных требований к тем, кто будет транслировать его методику или ценности – или же организовывает обучение (в большинстве случаев за свой счет).

В ритейле и в сфере услуг проблематика с персоналом будет всегда. Здесь каждый предприниматель находит свой способ решения проблемы: кто-то берет сотрудников с меньшим опытом (и, соответственно, менее дорогих) учит их, иногда оплачивая курсы повышения квалификации и т.д. Кто-то предпочитает более высококвалифицированные кадры. Некоторые обращаются к услугам профессиональных рекрутеров. Кто-то выстраивает многоступенчатую систему мотивации и т.п.

Если вы открываете представительство в маленьком городе (или в деревне, областном центре и т.д.), то можете столкнуться с тем, что найти не просто квалифицированных сотрудников, а даже просто ответственных будет большой проблемой. Поэтому я бы советовала для таких случаев выбирать либо максимально автоматизированный бизнес, либо такой, где успех больше зависит от товара и его качества, чем от сотрудников.

Относительно сезонности: это элементарно, но многие владельцы бизнеса почему-то об этом забывают. Не нужно заниматься наймом и хантингом продавцов в высокие сезоны. Они как минимум обойдутся вам значительно дороже. Кроме того, сейлзы тоже не любят «скакать» с места на место. Поэтому вы рискуете также потерять уйму времени на пустые переговоры.

найм и хантинг продавцов

Плюс еще один важный совет

Он не просто важный, а очень важный: не нанимайте на работу родственников и знакомых. Это просто классика проблематики рекрутинга – а точнее, с проблемами в этом случае вы будете сталкиваться на каждом шагу. С близкими людьми у вас изначально нарушена иерархия «начальник – подчиненный». Вы уверены, что сможете спрашивать, к примеру, с сестры или тёти, или жены друга в той же степени, как с незнакомого человека? Кроме того, что ваш собственный бизнес может пострадать из-за таких «родственных связей», так еще и получите в итоге обиженное окружение и претензии.

квалификация персонала

Советы для франчайзера

Наверняка ваш договор с будущими партнерами предусматривает всевозможные ситуации и нюансы. Но лучше все-таки убедиться, что франчайзи внимательно его прочитал и всё понял. В том числе и тот момент, что успех его бизнесу не гарантирован только потому, что он станет причастным к вашему бренду. И за качество своей команды также отвечает он сам.

Но если вашему виду бизнеса особенно важна квалификация персонала, разработайте перечень критериев, которому должны соответствовать сотрудники ваших будущих франчайзи. Включите их в договор. В него также можно включить регулярный ассессмент – комплексную оценку сотрудников франчайзи. Всё это оговаривается заранее и документально фиксируется.

Хорошей идеей, если вам нужна какая-то узкая специализация, будет организовать собственной учебный центр. Да, это затратное мероприятие, но зато обеспечит необходимый вам уровень качества.

Вот такие несложные рекомендации, но про них почему-то часто забывают обе стороны.


Выбрать готовый бизнес для старта
telegram канал topfranchise.ru

Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!

Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!

@TopFranchiseRu
перейти на telegram канал