Топ-франшиз - официальный сайт

8 499 648 26 24

TopFranchise.ru - официальный сайт лучших франчайзинг предложения в России

Время создавать свою франшизу

Время создавать свою франшизу

Прошу вас честно ответить на несколько вопросов: насколько прибыльно ваше предприятие? Как долго вы его развиваете? Сколько радости оно вам приносит? А теперь представьте, каким будет ваш бизнес через 10 лет. Сколько может стоить ваш бренд через это время? Каковы могут быть результаты десятилетнего труда?

Я отлично представляю, что происходит в головах у собственника, команды, партнеров и клиентов компании в это время — на протяжении 10 лет я принимал активное участие в развитии сети магазинов и сети ресторанов бренда «Экспедиция». И могу точно сказать, что за 10 лет можно создать устойчивый бизнес и крупную собственную сеть. И наиболее четкая стратегия, к которой я призываю, — это открыть максимальное количество собственных точек, используя франчайзинг для расширения сети.

Франчайзинговая компания, у которой большое количество собственных точек, — это тот дом, который необходимо строить. Живя в таком доме, вы будете иметь возможность привлечь к нему дополнительные инвестиции, оценить его на IPO, перед частными фондами или передать детям.

Когда правильный момент для запуска франшизы?

Сегодня франчайзинг в России развивается в отсутствии закона о франшизе. При этом присутствует высокая скорость транзакций и негласный кодекс доверия среди предпринимателей. В течение 10 лет вы сможете продать 100 франшиз. Государство пока не обязало предпринимателей получать лицензию на франшизу, но это только пока, ведь сфера франчайзинга может стать мощным источником налоговых выплат. Поэтому нужно ловить момент. Сейчас — то самое время, когда можно быстро развернуть франчайзинговую сеть.

Сейчас — то самое время, когда можно быстро развернуть франчайзинговую сеть

Я вижу, что любая команда из любого города России в состоянии развернуть сеть в 100 точек за 4 года. Это — закон, доказанный сотнями сделок и опытом компаний, которых я вывел на рынок франчайзинга за последние 15 лет. Конечно, скорость развития зависит от объема инвестиций, необходимых франчайзи для открытия точки. Если необходимая сумма больше 10 млн рублей, то если вы откроете даже 50 предприятий за 4 года, то это будет выдающимся результатом. Если же инвестиции в открытие одной точки меньше 3 млн рублей, то развитие большой сети возможно.

У нас огромная страна, в которой живет более 140 млн человек, и гигантское количество денег — около 25 трлн рублей лежит на депозитах в банках и принадлежит частным лицам. Эти деньги рассредоточены по стране и прогорают в огне инфляции. Умные люди, которые хотят, чтоб их средства работали, ищут, куда пристроить свои накопления. Поэтому франчайзинговая сфера в нашей стране стремительно растет, и в России сейчас есть все для реализации самых разных бизнес-идей.

Если вы хорошо умеете готовить эклеры, делать идеальный маникюр, эффективно учить детей английскому языку, если в вашей компании есть четкие стандарты того, как именно это нужно делать, а у вас — амбиции и грандиозные планы на развитие бренда, то ваш проект ждет большое будущее.

Зачем нужны собственные точки?

Скажу честно, что рассчитывать на звездное IPO, если вы останетесь работать в рамках российских границ, не стоит. Если вы планируете развиваться только в России, то развивайте компанию так, чтобы количество собственных точек было равно или больше количеству франчайзинговых. Отличный пример — бренд «Шоколадница», у которого более 300 заведений в России, из которых лишь треть — франчайзинговые.

Еще один пример — компания «РОСИНТЕР». Здесь другая история: это единственная компания в российском ресторанном сегменте, которая вышла на локальное IPO и привлекла деньги таким способом. На тот момент под брендом было около 200 собственных и 200 франчайзинговых точек. Если вы хотите взять такую планку в нашей стране, то готовьтесь растить сеть так, чтобы количество собственных точек было большим.

Готовьтесь растить сеть так, чтобы количество собственных точек было большим

Если же количество франшиз будет в разы больше, чем количество собственных точек, то выйти из бизнеса, не потеряв эту огромную сеть, скорее всего, не получится. Мы не будем принимать во внимание частные сделки, не подтвержденные официальной аудиторской отчетностью. Собственные заведения — это твердый актив, под который вы сможете привлечь инвестиции для того, чтобы развивать свой бизнес за пределами России. Такова реальность в нашей стране.

Какой станет франшиза через 10 лет?

Когда вы продадите франшизу в другой город, вам заплатят паушальный взнос, который составит около 10% от общего объема инвестиций в открытие точки. Чаще всего я рекомендую отложить этот заработок, и, продав еще несколько франшиз, открыть собственную точку. Негласно этим путем идут многие сети в нашей стране. Они не питают иллюзий насчет того, что будет с франчайзинговыми точками через следующие 10 лет.

В развитии сети есть определенная закономерность. Первые 4–5 лет обычно идет активная продажа франшиз и быстрый рост сети, но потом устанавливается плато, когда масштабироваться будет все сложнее. Лучше уже сейчас представить себе компанию на этапе плато: понять, сколько вам будет приносить сеть, какой объем роялти вы будете получать от партнеров и какой расход будет тратиться на поддержание сети. В этих вопросах не должно быть никаких иллюзий. Вы должны понимать стоимость актива, который создаете. Стоимость определяется или чистой прибылью юридического лица, или через оценку на IPO.

Вы должны понимать стоимость актива, который создаете

Представьте 10 собственных точек и 10 точек, работающих по франшизе. Если считать объем роялти, собранных с сети (в среднем роялти — 5% от оборота предприятия), вы увидите, что прибыль от партнерских предприятий будет значительно меньше, чем от собственных. Поэтому лучше заранее просчитать, какая будет экономика сети через 6 месяцев, через год, через 5, через 10 лет.

На этапе роста у вас точно все будет замечательно: деньги будут поступать в компанию в тех количествах, которых вы захотите, паушальные взносы будут мощно ее подпитывать, но рано или поздно этот этап закончится. В один прекрасный день вы проснетесь с пониманием того, что у вас есть двадцать или тридцать, а может быть, и сто партнеров, которые должны заплатить роялти, но по факту не все захотят или смогут.

Как франчайзинг поможет при выходе на IPO?

Хочу отметить очень важную мысль: в рамках российских реалий франчайзинг — это способ укрепить и развить свою собственную сеть за счет того, что вы обучите многих предпринимателей зарабатывать деньги, используя вашу бизнес-модель. В российском франчайзинговом бизнесе не стоит надеяться на то, что созданная партнерская сеть будет постоянно приносить вам одинаковую прибыль, а вы сможете зарабатывать пассивно. Над поддержанием сети нужно будет работать постоянно.

Если говорить о максимальной планке, которую можно получить через франчайзинг в нашей стране, — высокой оценке бизнеса через IPO, — то стоимость вашего актива будет рассчитываться исходя из количества собственных предприятий. Уже сейчас можно получать доход в рублях, работая в России, но при этом выходить на другие рынки с помощью франчайзинга.

McDonalds, Subway получили гигантскую капитализацию через франчайзинг

McDonalds, Subway — примеры компаний, которые получили гигантскую капитализацию через франчайзинг. IPO в них были проведены потому, что у этих франшиз были серьезные представительства в таких крупных экономиках, как Китай, США, Индия. Эти звездочки на карте позволили бренду обрести мощную силу. Именно эта сила бренда, помимо финансовых показателей, была оценена на IPO.

Ваша компания тоже может достигнуть этой планки за счет франчайзинга. И для того, чтобы это произошло, необходимо выходить за границу России.

Я призываю вас приступать к созданию франшизы, исходя из целей, которые вы ставите себе на горизонте ближайших 10 лет. Продавать франшизу — это не проблема. Необходима определенность, для чего вы это будете делать.


Автор: Василь Газизулин
Основатель и управляющий партнер проекта TopFranchise.ru

Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!

Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!