Что такое франчайзинг: история

| 07.07.2020
История франчайзинга

Фразы: «Сделано по франшизе», «Модная франшиза» или «Начинать лучше с франчайзером» — никого не удивляют. Мир не первый год успешно работает по этой экономической модели. В России последние десятилетия франчайзинг является лучшим способом попробовать себя в бизнесе, разобраться с тонкостями работы и под чутким контролем разрешить первые текущие проблемы. Мы начинаем серию статей о том, что такое франчайзинг — от определений основных понятий до практических советов, как оформить договор коммерческой концессии. А начнем, конечно, с истории — с того, как в Европе появились первые франшизы и в чем особенности российского франчайзинга.

Оглавление:
Что такое франчайзинг простыми словами?
С чего началась идея франшизы?
Как началась франчайзинговая лихорадка?
Где в мире больше всего франшиз?
Как франчайзинг появился в России?
В чем особенности франчайзинга в России?
Перспективные направления российских франшиз
Словарик понятий франчайзинга

Что такое франчайзинг простыми словами?

Франчайзинг простыми словами — деловая «аренда» товарного знака и лекала отлаженной схемы работы. По франчайзинговому договору (в России такие отношения регулирует договор коммерческой концессии) франчайзи (покупатель) приобретает право использовать марку франчайзера (продавца), его деловую репутацию, разработанную концепцию, технологии, рабочие бизнес-процессы. Кроме этого, он получает необходимый контроль и поддержку. Взамен платит паушальный взнос (аванс за общий пакет услуги) и роялти (регулярные арендные платежи). Слово «франчайзинг» в оригинале означает «льгота, привилегия». Успех гарантирует взаимовыгодное партнерство.


С чего началась идея франшизы?

На слуху у всех история самого громкого франчайзинга в мире — ресторана быстрого питания McDonald’s. А вот самой первой франшизой была компания Иссака Зингера. Именно он еще в 1851 году заключил письменный договор о передаче права на продажу и ремонт своих легендарных швейных машинок другим исполнителям. В тот самый первый договор франшизы попало нужное предпринимателю условие — создавать сервисные центры на своей территории. Так организованное им «Объединение швейных машин» смогло прославить зингеры по всему миру и сэкономить на их обслуживании.


Как началась франчайзинговая лихорадка?

Опыт вышел таким удачным, что к нему присоединились крупные автомобильные корпорации General Motors и Henry Ford. Настоящий бум начался с окончанием в США Великой депрессии. Владелец компании мультимиксеров Рей Крок приобрел право открыть общепит с названием McDonald’s и начал продавать франшизу этой марки. За ним последовали десятки, а затем и сотни предпринимателей. В 1970-х вал подобных предприятий захлестнул не только США, но и Европу. Тогда понадобилось ужесточение нормативного регулирования в отрасли, и возникла Международная ассоциация франчайзинга, чтобы защитить участников от мошенничества.


Где в мире больше всего франшиз?

Согласно данным Всемирного совета по франчайзингу (WFC), сегодня количество франчайзи и франчайзеров перешагнуло за цифру в 1 800 000 человек. Лидерство по праву принадлежит стране-создателю — США. Дальше следуют Канада, страны Европы, Китай и Австралия. Франчайзинг по сути составляет большую часть огромного азиатского рынка. Бурный рост отрасли наблюдается и на постсоветском пространстве.


Как франчайзинг появился в России?

Первая тень франчайзинга накрыла СССР еще в 80-х, когда компания PepsiCo открыла здесь свои заводы. Первой законодательно оформленной франшизой стал бренд «Баскин Роббинс», а создание Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) в 1999 году признало франчайзинг существенной формой бизнеса. Постепенно российские компании стали все увереннее обращаться именно к этой форме ведения бизнеса — сегодня, по оценкам экспертов, в стране около 1500 франчайзинговых брендов.


В чем особенности франчайзинга в России?

Приятно осознавать, но в последние годы больше половины франшиз на внутреннем рынке — отечественные. Российский франчайзинг каждый год увеличивается в среднем на 15%. Уверенной поступью он становится лидером розничной торговли, внутреннего туризма, фармацевтики, фитнеса и индустрии развлечений. Очевидные преимущества франчайзинга помогли системе распространилась не только по крупным городам, но и добралась до самых отдаленных регионов страны. Такое бурное развитие рынка франчайзинга привело к феномену, когда отечественное законодательство едва поспевает за нуждами предпринимателей. На крупных экономических и юридических форумах ведется активное обсуждение налогового послабления, льготных банковских тарифов, юридической базы и правительственных программ поддержки франчайзеров и франчайзи.


Перспективные направления российских франшиз

Максимально отработанными схемами франчайзинга в России считаются розничная торговля, общепит, автозаправочный сервис: например, такие франчайзинговые сети как «Пятерочка», «Додо пицца», «Шоколадница». Расцвела сфера услуг, в том числе образовательных и сезонных. Спорт, клининг, службы доставки уверенно набирают обороты. Отдельным перспективным направлением стало медицинское обслуживание и лабораторные услуги: хорошими примерами франчайзинга в этой области стали франшизы «Гемотест» и INVITRO. Мировая пандемия оказала свое влияние, и выстрелили онлайн-сервисы, интернет-торговля, ритейл, бьюти-индустрия.




Словарик понятий франчайзинга

Франчайзер — продавец (фирма, юридическое лицо) права работать под именем брендом и пользоваться всеми бизнес-наработками.

Франчайзи — приобретатель пакета услуг (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).

Паушальный взнос — фиксированный вступительный взнос за право воспользоваться брендом, ноу-хау и поддержкой.

Роялти — периодические лицензионные выплаты, строго оговоренные договором.

Договор коммерческой концессии — основной документ, регулирующий на территории России все стороны взаимоотношений партнеров франчайзинга.