Топ-франшиз - официальный сайт

8 499 648 26 24

Как создать успешную франшизу?

16.09.2024
6937
5 минут
Как создать свою франшизу и выйти на рынок франчайзинга

Успехи в ведении бизнеса заставляют задуматься о его масштабировании. Но прежде чем запускать франшизу, предприниматель должен оценить все преимущества и недостатки такого формата бизнеса.

Что такое франшиза и зачем ее создавать

Франшиза — право заниматься бизнесом от имени популярного бренда. Своему создателю она позволяет:

  • Увеличить прибыль.
  • Получать доход за счет роялти.
  • Увеличить количество клиентов.
  • Расширить географию присутствия марки.
  • Снизить риски, связанные с открытием филиалов.

Начинающему предпринимателю франшиза дает возможность открыть бизнес с нуля, но по готовой бизнес-модели. Это сокращает риск потерпеть финансовый крах.

Основные преимущества создания своей франшизы

Как создать свою франшизу и выйти на рынок франчайзинга

Достоинства продающей франшизы:

  1. Расширение без убытков. Франчайзи инвестируют средства в управление бизнесом, освобождая его создателя от необходимости вкладывать деньги.

  2. Адаптация к местным условиям. Представитель компании подстраивается под вкусы потребителей в регионе, повышая востребованность продукта. 
  3. Сокращение управленческих рисков. Передача администрирования снижает нагрузку, позволяя сосредоточиться на развитии бренда.
  4. Увеличение узнаваемости марки.

Франчайзинговая модель позволяет увеличивать прибыль благодаря паушальным взносам и выплате роялти.

В каких случаях создание франшизы — разумный шаг

Для создания франшизы подходят такие отрасли:

  • Бытовые услуги (салоны красоты).
  • Торговля (магазины одежды, обуви).
  • Общественное питание (кафе, рестораны).
  • Образовательные и медицинские услуги (языковые школы, стоматологические клиники).

Считается, что регистрировать франшизу своего бизнеса можно через 3–5 лет работы. Некоторые предприниматели предпочитают ждать обращения к ним потенциальных франчайзи. При этом бизнесмену следует задать себе несколько вопросов:

  1. Могу ли я предложить уникальный продукт?
  2. Пользуется ли популярностью бренд в моем регионе?
  3. Если ли у меня свободное время для развития проекта?
  4. Дало ли положительные результаты использование моей бизнес-модели на практике?

Если на 1 и более вопросов бизнесмен ответил отрицательно, продавать свою франшизу еще рано.

Шаги по созданию франшизы: от идеи до реализации

Как создать свою франшизу и выйти на рынок франчайзинга

Продажа франшизы подразумевает не только увеличение прибыли. Предприниматель может столкнуться с недобросовестным партнером, который будет портить репутацию бренда.

Анализ и подготовка бизнеса к франчайзингу

Перед тем как создать франшизу, нужно проанализировать текущую бизнес-модель и оценить ее доходность. Доход должен быть не только достаточно высоким, но и стабильным. Желательно, чтобы у фирмы была наработанная клиентская база. При наличии торговых точек в регионе следует персонально оценить потенциал их работы.

Поскольку открытие франшизы предполагает расходы, предприниматель должен убедиться в достаточности бюджета. Кроме этого, в компании должны присутствовать маркетолог, юрист и дизайнер.

При адаптации проекта к модели франчайзинга необходимо зарегистрировать право использования товарного знака в Роспатенте. Также потребуется набор сотрудников и их обучение по управлению франшизой. Кроме того, бизнесу может понадобиться создание дополнительных сервисов, таких как установка видеонаблюдения.

Разработка уникального торгового предложения (УТП)

Сделать уникальный продукт сложно. Из-за своей новизны предлагаемый товар может не пользоваться спросом. Уникальность торгового предложения заключается в способе организации бизнеса – методах продаж, авторских разработках. Примеры:

  1. Салон красоты предоставляет скидки в високосный год. А клиенты, родившиеся в такой год, могут рассчитывать на дополнительные бонусы.
  2. Если бизнес связан с фастфудом, можно создать оригинальный соус. Он придаст знакомым гамбургерам особенный вкус.

Формирование пакета франшизы

Содержание пакета франшизы может различаться в зависимости от специфики бизнеса. Чаще всего в него входят такие документы и материалы:

  1. Бренд-бук. Это документ компании, описывающий концепцию франчайзинга, применение фирменного стиля, целевую аудиторию и другие данные, которыми руководствуется отдел маркетинга.

  2. Бизнес-бук. Так называют регламент о стандартах и процессах компании. В нем могут быть прописаны правила общения с клиентами, режим работы торговой точки и т. д.

  3. Финансовая модель. Она отражает сведения о движении денежных потоков, предполагаемой выручке и затратах.

  4. Презентация бизнеса. Она создается как в печатном, так и в электронном виде. Материал содержит описание преимуществ сотрудничества с фирмой.

  5. Порядок поддержки франчайзи. Документ описывает мероприятия, которые организует создатель франшизы в помощь партнерам.

При формировании франчайзингового пакета важно уделить внимание использованию логотипа бренда, описанию требований к помещению и внешнему виду персонала.

Необходимо указать обязательные элементы интерьера и аксессуары. Например, официанты должны носить красную галстук-бабочку. Такие детали способствуют узнаваемости бренда, и франчайзи не должен ими пренебрегать.

Юридическое оформление франшизы

Бизнес не может продаваться без регистрации в Роспатенте товарного знака, который включает название, логотип, а в некоторых случаях и девиз. Процесс может занять до 1,5 лет. Предварительно нужно провести графический и фонетический анализ названия логотипа и девиза. Они не должны иметь сходства со стилем конкурирующих организаций.

Без регистрации товарного знака договор с партнерами будет недействительным. Кроме этого, конкуренты могут подать документы на регистрацию раньше. В этом случае бизнесмен рискует не только потерять клиентов, но и заплатить штраф за использование «чужих» логотипа и названия.

Пакет документов для запуска продающей франшизы:

  1. Договор коммерческой концессии. Он регламентирует отношения между правообладателем и франчайзи.
  2. Свидетельство (патент) на товарный знак. Он указывает на право франчайзера использовать название и логотип бренда.
  3. Документы, подтверждающие полномочия представителя.
  4. Учредительный договор.

Также могут потребоваться дополнительные документы — подтверждающие экологическую безопасность продуктов, квалификацию работников и т. д.

Разработка финансовой модели франшизы

Франчайзеру нужно быть готовым к расходам на:

  • Запуск рекламной кампании.
  • Регистрацию товарного знака.
  • Подготовку документов (договоров для франчайзи).

Расходы на регистрацию франшизы зависят от сферы бизнеса. Предпринимателю следует правильно рассчитать паушальный взнос и ежемесячные роялти. Чем выше они будут, тем меньше вероятность найти франчайзи.

Паушальный взнос — плата за право делового партнера использовать франшизу. Платеж вносится единовременно. Сумма зависит от сферы бизнеса, популярности марки и других факторов. Некоторые правообладатели завышают паушальный взнос, чтобы оградить себя от мошенников и тех, кто не готов тратить время на развитие франшизы.

Чтобы рассчитать плату для партнера, нужно учесть все стартовые расходы. Паушальный взнос не включает аренду, ремонтные работы и другие издержки. Партнер оплачивает эти расходы отдельно.

Роялти — часть прибыли, которую франчайзи отдает правообладателю. В отличие от паушального взноса, этот платеж нужно делать ежемесячно или ежеквартально.

Чем популярнее бренд, тем более высокие отчисления может потребовать франчайзер. Однако рекомендованный платеж не должен превышать 2–5% от ежемесячной или ежеквартальной прибыли. Франчайзи может расторгнуть договор и открыть свое дело. Правообладатель потеряет часть клиентов.

Продажа франшизы: как привлечь первых франчайзи

Как создать свою франшизу и выйти на рынок франчайзинга

Процветающий бизнес привлекает партнеров без применения специальных методов. Но для того чтобы найти франчайзи в других регионах, нужно распространять информацию о своем бренде.

Разработка маркетинговой стратегии для франшизы

Франшизу продают через такие каталоги и порталы, как Franshiza.ru, «Бюрократ», «БиБосс» и др. Эксперты также советуют:

  1. Публиковать статьи о вашей компании в деловых изданиях.
  2. Участвовать в рейтингах франшиз (Forbes, РБК), чтобы повысить узнаваемость марки.
  3. Создать корпоративный сайт с информацией о бренде. Публикуйте фото и видео вашей работы. Запуская сайт франшизы, оставьте на нем анкету для потенциальных покупателей.
  4. Участвовать в тематических выставках.
  5. Использовать нативную рекламу.

Подбор и обучение франчайзи

С потенциальным партнером нужно провести беседу, в ходе которой необходимо выяснить, имел ли бизнесмен опыт работы в данной сфере. Например, франшиза стоматологической клиники нуждается в партнере с медицинским образованием.

Покупатель должен иметь возможность внести паушальный взнос. От партнера требуется готовность развиваться, следовать установленным правилам, адаптироваться к рынку.

Прежде чем запускать франшизу, определите форму обучения представителей (в офисе, по скайпу). Создайте подробное руководство для самообразования. Контролируйте усвоение переданных знаний. Обучение должно проводиться не реже 1–2 раз в год. Это не только способствует передаче новых навыков, но и поддерживает партнеров.

Подписание договора франчайзинга

В договор франчайзинга включаются не только паушальный взнос и роялти, но и перечень передаваемых объектов интеллектуальной собственности. Также необходимо указать территорию использования франшизы. В договоре концессии должна быть предусмотрена информация о размере неустойки, которую представитель выплатит в случае нарушения правил.

Управление и развитие франчайзинговой сети

Как создать свою франшизу и выйти на рынок франчайзинга

Успех проекта зависит от постоянного контроля партнеров. Кроме этого, франчайзи необходимо оказывать помощь, проводить с ними консультации.

Постоянная поддержка франчайзи

Наладить взаимодействие с партнерами можно с помощью деловых встреч несколько раз в год. Рекомендуется проводить корпоративы, способствующие неформальному общению.

Для ведения бизнеса франчайзи предоставляется финансовая помощь, например, на ремонт или модернизацию помещений. Можно оказывать маркетинговую поддержку, оплачивая пиар торговой точки.

Франчайзи, в отличие от директора филиала, заинтересован в развитии бренда. Чем больше средств в его поддержку вложить, тем быстрее будет расти бизнес.

Контроль качества и соблюдения стандартов

К популярным методам контроля партнеров относят:

  • Установку видеонаблюдения.
  • Анализ финансовой отчетности.
  • Выездной аудит (без предупреждения франчайзи).

Все допустимые методы контроля следует прописать в договоре продажи франшизы.

Расширение франчайзинговой сети

Планировать рост своего бизнеса нужно, исходя из возможностей компании. Следует учитывать прогнозы финансовых аналитиков. Рекомендуется использовать такие стратегии:

  • Освоение новых каналов связи с партнерами.
  • Введение дополнительных видов деятельности.
  • Корректировка планов с учетом текущей ситуации.

Нужно изучать потребности клиентов и выделять целевые группы для взаимодействия. Следует анализировать способы развития бизнеса конкурентов.

Оценка статьи
(Нет голосов)

Подборка бизнеса по франшизе

Франшиза ЧебурекМи — стрит-фуд

Франшиза ЧебурекМи — стрит-фуд

Фастфуды

Вложения от 1 100 000 ₽

Окупаемость от 6 мес.

Франшиза химчистки и ремонта обуви Sneak Fresh

Франшиза химчистки и ремонта обуви Sneak Fresh

Химчистки, прачечные

Вложения от 1 000 050 ₽

Окупаемость от 6 мес.

Франшиза «COCOS» — студия-школа красоты

Франшиза «COCOS» — студия-школа красоты

Салоны красоты

Вложения от 1 000 000 ₽

Окупаемость от 3 мес.

Франшиза клининговой компании NEW CLEANING

Франшиза клининговой компании NEW CLEANING

Клининговые службы

Вложения от 300 000 ₽

Окупаемость от 8 мес.

Франшиза сети массаж-студий для женщин Xsize

Франшиза сети массаж-студий для женщин Xsize

Массажные салоны

Вложения от 1 500 000 ₽

Окупаемость от 10 мес.

Франшиза Krasota infusions — центр инновационной косметологии

Франшиза Krasota infusions — центр инновационной косметологии

Медицинские центры

Вложения от 300 000 ₽

Окупаемость от 10 мес.

Франшиза дизайн-студии «Экспресс-Дизайн»

Франшиза дизайн-студии «Экспресс-Дизайн»

Дизайн интерьеров

Вложения от 799 000 ₽

Окупаемость от 1 мес.

Франшиза сети магазинов электроники и аксессуаров SOTOVIK

Франшиза сети магазинов электроники и аксессуаров SOTOVIK

Телефоны и гаджеты

Вложения от 1 800 000 ₽

Окупаемость от 4 мес.

Пройдите опрос
из 5 вопросов,

и мы поможем подобрать франшизу
Пройти квиз

Все статьи

«Синергия»: 5 ключевых этапов поддержки

08 ноября

08 Ноябрь

Подробнее

Маркетинговое агентство: Доля расходов на рекламу – лучший «термометр» для вашего отдела маркетинга

08 ноября

08 Ноябрь

Подробнее

Как молодой франшизе достичь успеха

07 ноября

07 Ноябрь

Подробнее

Вы недавно читали

Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!

Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!

@TopFranchiseRu
Перейти в telegram-канал
По вашему запросу "" ничего не найдено. Возможно вас заинтересует наша подборка:
Вы добавили франшизу к сравнению
Перейти в сравнение
Вы добавили франшизу в избранное
Перейти в избранное