Интервью Altairika с математиком Евгением Ширяевым
Настало время применения VR технологий в общеобразовательном процессе. Эта тенденция может вдохновлять и пугать одновременно, но важно разобраться, чтобы сформировать адекватное мнение. Компании разработчики и конечный потребитель (педагоги, родители, ученики) формируют экосистему виртуального образования. И от нас всех зависит уже сейчас насколько продуктивной и безопасной будет она. Важным условием является вопрос освещения качественных методических исследований, реальных примеров использования VR технологии в школах. И эту задачу, мы ставим перед собой в данной статье. На сегодняшний день российских исследований, подтверждающих неоспоримые преимущества виртуальной реальности, опубликовано крайне мало, хотя они существуют и успешно публикуются во многих западных странах. Также есть компании и педагоги в России, которые уже ведут работу в этом направлении и готовы делиться своим опытом.
Компания Altairika, предоставляющая в качестве дополнительного инструмента к школьному образованию обширную энциклопедию фильмов в VR на тему естествознания, обозначает свою миссию следующими словами: дать детям даже в самых отдаленных уголках планеты доступ к качественному, современному иммерсивному образованию, которое стимулирует интерес к знаниям.
Вовлеченность ученика в предмет считается главным показатель качественного применения VR технологий. Методисты Altairika верят, что нельзя заставить полюбить учиться. Но можно показать невероятные явления, планеты, устройство человеческого организма изнутри и все это на кончике твоего собственного носа. И через действие, решение задач в виртуальной реальности, через собственный опыт появляется желание узнать больше, развиваться, изучать мир дальше уже самостоятельно.
Школьное образование в России, как важнейшая сфера существования человека, отличается консервативностью и централизованностью в своих подходах. На сегодняшний день школы в ожидании специализированного образовательного контента, который будет встроен в программу преподавания. Однако уже сейчас многие педагоги практикуют применение VR при взаимодействии с учениками.
Для этой статьи мы провели интервью с Евгением Ширяевым, математиком, методистом ООО «Мастерская науки». Наш герой регулярно проводит занятия для школьников Москвы и Московской области. Естественно, Евгений обратил свой взгляд на возможности VR технологий в обучении стереометрии и геометрии.
Евгений, как современный учитель воспринимает VR технологии?
Как педагог, я смотрю на VR c двух позиций: чему я могу научить с его помощью? И второе, какая моя роль, как педагога? Насколько мне известно, разработка контента VR дорогостоящий процесс. Поэтому, например, не всегда есть возможность создать программу урока в VR полностью. То есть мы не продумываем, в какие минуты урока включается VR, что говорит учитель, есть ли какие-то роли учеников, чтобы они могли сотрудничать. Давайте сделаем просто что-то такое, чтобы оказалось наглядным! И вот в этот момент теряется акцент на роли учителя, на мой взгляд. Да, такие трудности могут быть. Но как они решаются производителем и самим учителем, надо смотреть в каждом конкретном случае.
По умолчанию учителю важно понимать, что VR – это продукт прежде всего для его целей и профессиональной деятельности. Очень важно учителю искать, как он может познакомиться с новым инструментом. И почему ему выгоднее им воспользоваться, чем не сделать этого.
По Вашему мнению хороший педагог – это какой педагог?
Я могу поделиться только своим опытом. Хороший педагог предоставит возможность школьнику своим действием прийти к пониманию. Тезис такой я бы предложил: хорошо бы знания у школьника формировались не с помощью копирования из учебника или головы педагога, а формировались благодаря собственным действиям. При таком подходе самому учителю интересно вовлекаться вместе с учениками в тему урока. И здесь есть еще один важный принцип, который я стараюсь развивать в своей практике. Хорошо бы учитель в некоторых ситуациях становился союзником ученика. Как мы все понимаем, школьник зависит от учителя, когда речь идет об оценивании его знаний. И это норма эмоциональная. А если мы создаем условия, когда ученик совершает действия, а учитель помогает ему прийти к успеху в действии, в понимании, то мы создаем качественно совершенно другие отношения. И это для меня представляется безусловно ценным.
Более того, если пойти дальше, то союзником ученика может быть и другой ученик. Подтверждено практикой VR урока, что понимание будет усилено, если мы создаем условия, в которых школьник может высказать свое понимание при решении серии дискуссионных задач, в которых решение заранее не известно. И школьнику будет это интересно! А также, другой школьник может оппонировать и создавать поле дополнительного понимания.
Технологии виртуальной реальности помогают ребенку самостоятельно прийти к понимаю, а учителю стать союзником ученику в образовательном процессе?
Да, VR показывает хорошие результаты в этом направлении. Так или иначе он сейчас переплетается с игрой. Признаки игры – это личная для ребенка, комфортная сцена, где нет других участников. Т.е. я что-то сделал и не хочу, чтобы мне мешали. Я самостоятельно продвигаюсь дальше в своем деле. Потом система дает ответ. Система должна быть красочной: что-то нереальное, что заставит меня сказать «вау». Но в этом всем не должно быть забыто образование конечно.
Важно обозначить следующие моменты. Первое, любая игра, которая дает тебе следующий шаг сценария, которая тебя увлекает – это условия для внешней мотивации. Все активные моменты игры: кто-то прибежал, что-то сделал – это игровые эпизоды, которые школьнику интересны именно потому, что это не образование. И это все с легкостью воплощает VR. А образование на самом деле идет попутно. Но важно отметить, что финальное состояние самой увлекательной игры – это состояние ненужности игры, т.е. перейти от внешнего состояния к внутреннему. Мне должно стать интересно то, чему меня учили. VR помогает создавать такие курсы обучающие, где не надо капать ребенку на мозг о том, что надо учить правило. Он сам осознает важность этого знания! Ему становится ясна сама суть дисциплины и появляется жажда самому решать задачи. Жажда процесса.
Какова цель современного образования в нашей действительности?
Каждый школьник будет условно педагогом своих детей в будущем. Поэтому, система образования должна быть тем, что может человек использовать каждый день в своей будущей жизни. Вот те самые принципы и возможности, которые в него заложат в школе, то и будет качественно улучшать его жизнь в будущем.
Узнать подробнее о франшизе Altairika
Перейти на официальную страницу франшизы