О том, как франчайзеры и партнеры могут снизить расходы и риски до минимума при заключении соглашения, расскажет Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд”.
В России рынок франшиз в последние годы увеличивается в среднем на 16-19%, однако коронавирус внес существенные корректировки в темпы роста. По данным аналитиков, в крупных городах спрос на франшизы к осени 2020 года упал на 25-30%. Прежде всего, пандемия показала, что в кризис классическая франшиза – не самая оптимальная модель для масштабирования сети.
Для франчайзи покупка франшизы всегда сопряжена с большим количеством первоначальных расходов – аренда соответствующего помещения, закупка оборудования, ребрендинг, ремонт, найм сотрудников и так далее. Предприниматель может инвестировать в запуск точки с нуля миллионы рублей и не выйти на стабильный доход, что может стать губительным в период кризиса. Кроме того, всегда есть риск, что стороны не сработаются, и им придется расстаться.
Такая ситуация невыгодна ни для франчайзи, ни для управляющей компании, ведь недостаточно подготовленный партнер может нанести серьезный репутационный ущерб бренду. Любая франшиза – это бизнес-взаимоотношения на долгое время, и потому ситуаций, когда предприниматель вложил в запуск солидные деньги, а через месяц понял, что ему это не подходит, происходить не должно.
Вот почему многие франчайзеры уже начали менять формат вступления во франшизу и предлагают бизнесменам альтернативу.
Облегченная версия франшизы
С кризисом пришел не только негатив: количество крупных инвесторов снизилось, но при этом, по подсчетам специалистов, до 65% выросла доля предпринимателей, готовых вложить во франчайзинговый бизнес до 1 млн рублей. Это одна из причин, по которым сетевые компании все чаще предлагают упрощенные версии франшизы, которые отличают более низкие затраты на запуск и финансовая помощь начинающим франчайзи.
Так, в ритейл-франшизах появляются форматы небольших корнеров в противовес магазинам или вовсе формат «Shop-in-shop», когда компании готовы предоставить продукцию для мультибрендовых магазинов с оформлением фирменного стенда внутри торговой точки. К примеру, в ювелирной сети LeDiLe владельцы мультибрендовых точек могут работать по облегченной версии франшизы, а минимальные стартовые инвестиции начинаются от 75 000 рублей.
Не отстают и крупные бренды: так, действующим медицинским центрам “Гемотест” предлагает вступление во франшизу с упрощенной бизнес-моделью, низким паушальным взносом и ускоренным запуском. При этом большую часть расходов берет на себя франчайзер.
Умеренные требования к будущим партнерам можно отметить и в сфере образования. К примеру, международная сеть детских развивающих центров “Smarty Kids” предлагает предпринимателям запустить бизнес с одного учебного класса с перспективой роста до полноценного обучающего центра.
Продуктовый метод
Описанный выше способ может помочь снизить начальные финансовые затраты для франчайзи и облегчить интеграцию в сеть. Однако работа по упрощенной версии – все еще формат полноценной франшизы, где сохраняется большинство рисков как для управляющей компании (УК), так для партнеров. К примеру, ряд предпринимателей до сих пор воспринимает франшизу как “волшебную кнопку”, с помощью которой можно мгновенно запустить эффективный бизнес без лишних усилий под крылом сильного бренда.
Но быть частью большой сети – это не значит получить “волшебную кнопку”, стильный брендбук или вывеску известной компании. Важно понимать, что франшиза – это долгосрочное партнёрство, где лучше всего работает модель win-win. При этом обе стороны выигрывают от сделки лишь в том случае, если каждая из них берет на себя ответственность за качество своей работы.
Опыт показывает, что прежде чем официально закреплять отношения с новым франчайзи, лучше всего протестировать сотрудничество с минимальным количеством рисков для обеих сторон. Мы в “Вилгуд” искали способ реализации этого решения и пришли к выводу, что это возможно в случае, если у компании есть уникальный продукт, на котором базируется франшиза.
Основой нашей франшизы с самого начала была IT-система Wilgood IS, с помощью которой автосервисы автоматизировали бизнес-процессы, сокращали расходы и увеличивали операционные показатели. Мы решили изменить формат вступления в сеть “Вилгуд”, взяв за базис нашу облачную платформу. Для этого мы разработали облегченное IT-решение Wilgood IS Light, которое любой действующий автосервис может приобрести на правах лицензии.
Предприниматели получают возможность оптимизировать первичные бизнес-процессы без необходимости оплаты паушального взноса, роялти, ребрендинга и других крупных франшизных расходов. Если они будут готовы к переходу на следующий этап, то им откроется возможность стать франчайзи и получить полную версию IT-системы и расширенный пакет мер поддержки от УК. Таким образом, во франшизу будут входить только те игроки, которые уже протестировали наши технологии и готовы к высокому уровню ответственности и работе по строгим стандартам “Вилгуд”.
Таким образом, рынок франчайзинга уже начал трансформацию и переходит на смешанные типы сотрудничества с партнерами. В перспективе это позволит сделать франшизные сети более гибкими и устойчивыми к кризисам, а также поможет сформировать новое поколение предпринимателей, которые готовы начинать с малого и меняться вслед за рынком.
Узнать подробнее о франшизе “Вилгуд”
Перейти на официальную страницу франшизы