Бизнес-идеи для женщин
Статистика 2021 года показывает, что доля женщин в российском бизнесе только растет. На сегодня предпринимательницы представляют, по цифрам Forbes Woman, треть от всего объема отечественного малого и среднего бизнеса. В конце прошлого года данные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, включая совсем небольшие частные, надомные компании и творческие индустрии, демонстрировали, что женской половине в России принадлежит почти 1,8 млн из 5,9 млн фирм и брендов.
- Какой бизнес создают женщины
- Особенности женского бизнеса
- Как выбрать свою нишу
- Интересные и актуальные бизнес-идеи для женщин в 2021 году
Какой бизнес создают женщины
Хотя, по данным ВЦИОМ, большая часть женского предпринимательства приходится на региональные города, но положение женщин в бизнесе в столицах, крупных центрах и малых городах разнится. Там, где ниже достаток и доступность высокооплачиваемой работы, выше процент бизнес-леди в предпринимательстве. Нечто подобное мы наблюдали в 90-е, когда именно женщины устремились в торговлю, перевозили первые партии товаров из других стран и продавали их на местных рынках.
На Москву сегодня приходится 30% предпринимательниц от общего числа работоспособных людей — это порядка 150-160 тысяч человек. В регионах подобный процент поднимается до 58% — там женщины уверенно опережают мужчин фактически везде, где требуется кропотливость и высокий уровень интуиции.
Топ ниш, в которых женщины чаще открывают бизнес
- Красота
- Услуги
- Торговля
- Производство
- Туризм
- Образование
- Дизайн
- Маркетинг
Еще один феномен женщин в российском бизнесе — именно на их долю приходится фактически 90% важного социального бизнеса. С помощью государства или без они занимаются коррекционными программами, инклюзией, поддержкой небольших местных производств. Для разных областей доля женского предпринимательства в сфере услуг колеблется в районе 39-58%, в торговле — 24-28%.
Традиционно меньше всего женщин в производстве — около 14%. По данным компании Delloite, в электроэнергетике можно встретить до 7% руководительниц, в сфере безопасности — 6%, добычей полезных ископаемых занимают 6%, менее 1% приходится на транспортные компании и ремонтные мастерские.
Особенности женского бизнеса
В феврале-марте 2021 года ВЦИОМ проводил специализированное исследование вопросов и проблем «женского бизнеса», опросив 100 предпринимательниц-москвичек в возрасте 18-59 лет. Результаты опровергли устоявшиеся мифы о том, что вовлечение в бизнес женщин — мужская инициатива и что чаще всего бизнес-леди — всего лишь родственницы успешных предпринимателей. Так, 72% опрошенных решились открыть свой бизнес самостоятельно, и только 25% указали, что их к этому шагу подтолкнули родственники.
Причины, почему женщины открывают бизнес чаще всего
- Тяга к независимости, нежелание работать по найму – 46%;
- Потребность в реализации – 37%;
- Необходимость решить финансовые проблемы семьи – 25%;
- Желание принести реальную пользу обществу – 23%.
До пандемии доля женщин, зарабатывающих в индивидуальном предпринимательстве (в интернете или создающих микрокомпании в домашних условиях), только в Москве составляла 36,6%. Теперь эти показатели поднялись до 43%. Женщины чаще начинают свой небольшой бизнес с нуля, с небольшими вложениями, а в итоге демонстрируют более высокую рентабельность. Показатели успешности женского бизнеса выше, чем мужского в среднем на 16%.
И все же женщинам меньше доверяют банки и кредитные организации, барьеры создает необходимость трудиться сразу на двух фронтах: рабочем и домашнем. Многим из начинающих предпринимательниц не хватает общих знаний, из-за декретных перерывов ощущается разрыв в информационном поле, семейные обязанности отвлекают от квалификационных вопросов и технических новинок. Инвесторы чаще отказывают именно женщинам, указывая среди причин именно эти трудности. Мужчины охотно нанимают, сотрудничают с женщинами, но не так охотно уступают им деловое руководство.
Как выбрать свою нишу женского бизнеса
Женщинам привычно обходиться небольшим капиталом. Считается, что россиянки мастерски из ничего создают обед, наряды и бизнес. Совсем юные специалистки начинают с репетиторства, собирают ягоды, изобретают новые рецепты варенья и солений из местных ягод и деликатесов, легче договариваются с земляками.
Свыше 80% стартапов приходятся на сетевой маркетинг, райтинг, переводческие и образовательные услуги, торговлю в интернете.
Россиянки охотно переучиваются на мастеров макияжа, массажа, парикмахерских услуг, салонов красоты. Немалое количество женщин переводят свои профессиональные компетенции на частный уровень: преподают, создают надомные сады, ухаживают за пожилыми и больными, осваивают сферы клининга и гостеприимства.
В Санкт-Петербурге почти треть студенток работают гидами, как на себя, так и организуя небольшие компании. Женщины смелее инвестируют свои навыки в бизнес-идеи.
Интересные и актуальные бизнес идеи для женщин в 2021 году
В России уже несколько лет более чем в 60 регионах на разных уровнях действует федеральный образовательный проект «Мама-предприниматель», работает Комитет по развитию женского предпринимательства. Существует Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, план мероприятий по ее реализации на 2021 год, часть проектов которой организуются в рамках другого нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». С 2006 года общероссийская общественная организация «Женщины бизнеса» продвигает свои социальные проекты в 53 российских городах.
Выбирая себе сферу, начните свое исследование с местных центров поддержки малого бизнеса. Кроме советов вам предложат курсы повышения квалификации и переобучения, льготные условия кредитования, бизнес-девичники, лекции и консультации по основам маркетинга и юриспруденции, тренинги-интенсивы с погружением в деловую среду, помощью в разработке реальных бизнес-планов и менторской поддержкой.
Бизнес-идеи в этих нишах идеально подходят для женщин
- Цифровая экономика и торговля;
- Творческие индустрии;
- Сетевой маркетинг;
- Туризм и сфера услуг;
- Небольшие тематические рестораны и кафе (котокафе, например);
- Цветочные магазины и производства;
- Создание деликатесов и продуктов ЗОЖ;
- Детский ритейл;
- Изобретение головных уборов и нижнего белья;
- Сопровождение покупок;
- Принтованная одежде и аксессуары;
- Психологические салоны и клубы поддержки;
- Инстаграмная еда;
- Частные детские сады и ивенты;
- Образовательные курсы самой разной направленности;
- Инсталляции, украшения витрин и помещений;
- Сельскохозяйственные экспериментальные производства фермерских продуктов.
от 1 000 000 ₽
от 400 000 ₽
от 2 500 000 ₽
Мы гарантируем безопасность ваших данных. Отправляя заявку, вы даёте свое согласие на обработку персональных данных.