Бизнес-идеи для женщин
Статистика 2021 года показывает, что доля женщин в российском бизнесе только растет. На сегодня предпринимательницы представляют, по цифрам Forbes Woman, треть от всего объема отечественного малого и среднего бизнеса. В конце прошлого года данные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, включая совсем небольшие частные, надомные компании и творческие индустрии, демонстрировали, что женской половине в России принадлежит почти 1,8 млн из 5,9 млн фирм и брендов.
- Какой бизнес создают женщины
- Особенности женского бизнеса
- Как выбрать свою нишу
- Интересные и актуальные бизнес-идеи для женщин в 2021 году
Какой бизнес создают женщины
Хотя, по данным ВЦИОМ, большая часть женского предпринимательства приходится на региональные города, но положение женщин в бизнесе в столицах, крупных центрах и малых городах разнится. Там, где ниже достаток и доступность высокооплачиваемой работы, выше процент бизнес-леди в предпринимательстве. Нечто подобное мы наблюдали в 90-е, когда именно женщины устремились в торговлю, перевозили первые партии товаров из других стран и продавали их на местных рынках.
На Москву сегодня приходится 30% предпринимательниц от общего числа работоспособных людей — это порядка 150-160 тысяч человек. В регионах подобный процент поднимается до 58% — там женщины уверенно опережают мужчин фактически везде, где требуется кропотливость и высокий уровень интуиции.
Топ ниш, в которых женщины чаще открывают бизнес
- Красота
- Услуги
- Торговля
- Производство
- Туризм
- Образование
- Дизайн
- Маркетинг
Еще один феномен женщин в российском бизнесе — именно на их долю приходится фактически 90% важного социального бизнеса. С помощью государства или без они занимаются коррекционными программами, инклюзией, поддержкой небольших местных производств. Для разных областей доля женского предпринимательства в сфере услуг колеблется в районе 39-58%, в торговле — 24-28%.
Традиционно меньше всего женщин в производстве — около 14%. По данным компании Delloite, в электроэнергетике можно встретить до 7% руководительниц, в сфере безопасности — 6%, добычей полезных ископаемых занимают 6%, менее 1% приходится на транспортные компании и ремонтные мастерские.
Особенности женского бизнеса
В феврале-марте 2021 года ВЦИОМ проводил специализированное исследование вопросов и проблем «женского бизнеса», опросив 100 предпринимательниц-москвичек в возрасте 18-59 лет. Результаты опровергли устоявшиеся мифы о том, что вовлечение в бизнес женщин — мужская инициатива и что чаще всего бизнес-леди — всего лишь родственницы успешных предпринимателей. Так, 72% опрошенных решились открыть свой бизнес самостоятельно, и только 25% указали, что их к этому шагу подтолкнули родственники.
Причины, почему женщины открывают бизнес чаще всего
- Тяга к независимости, нежелание работать по найму – 46%;
- Потребность в реализации – 37%;
- Необходимость решить финансовые проблемы семьи – 25%;
- Желание принести реальную пользу обществу – 23%.
До пандемии доля женщин, зарабатывающих в индивидуальном предпринимательстве (в интернете или создающих микрокомпании в домашних условиях), только в Москве составляла 36,6%. Теперь эти показатели поднялись до 43%. Женщины чаще начинают свой небольшой бизнес с нуля, с небольшими вложениями, а в итоге демонстрируют более высокую рентабельность. Показатели успешности женского бизнеса выше, чем мужского в среднем на 16%.
И все же женщинам меньше доверяют банки и кредитные организации, барьеры создает необходимость трудиться сразу на двух фронтах: рабочем и домашнем. Многим из начинающих предпринимательниц не хватает общих знаний, из-за декретных перерывов ощущается разрыв в информационном поле, семейные обязанности отвлекают от квалификационных вопросов и технических новинок. Инвесторы чаще отказывают именно женщинам, указывая среди причин именно эти трудности. Мужчины охотно нанимают, сотрудничают с женщинами, но не так охотно уступают им деловое руководство.
Как выбрать свою нишу женского бизнеса
Женщинам привычно обходиться небольшим капиталом. Считается, что россиянки мастерски из ничего создают обед, наряды и бизнес. Совсем юные специалистки начинают с репетиторства, собирают ягоды, изобретают новые рецепты варенья и солений из местных ягод и деликатесов, легче договариваются с земляками.
Свыше 80% стартапов приходятся на сетевой маркетинг, райтинг, переводческие и образовательные услуги, торговлю в интернете.
Россиянки охотно переучиваются на мастеров макияжа, массажа, парикмахерских услуг, салонов красоты. Немалое количество женщин переводят свои профессиональные компетенции на частный уровень: преподают, создают надомные сады, ухаживают за пожилыми и больными, осваивают сферы клининга и гостеприимства.
В Санкт-Петербурге почти треть студенток работают гидами, как на себя, так и организуя небольшие компании. Женщины смелее инвестируют свои навыки в бизнес-идеи.
Интересные и актуальные бизнес идеи для женщин в 2021 году
В России уже несколько лет более чем в 60 регионах на разных уровнях действует федеральный образовательный проект «Мама-предприниматель», работает Комитет по развитию женского предпринимательства. Существует Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, план мероприятий по ее реализации на 2021 год, часть проектов которой организуются в рамках другого нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». С 2006 года общероссийская общественная организация «Женщины бизнеса» продвигает свои социальные проекты в 53 российских городах.
Выбирая себе сферу, начните свое исследование с местных центров поддержки малого бизнеса. Кроме советов вам предложат курсы повышения квалификации и переобучения, льготные условия кредитования, бизнес-девичники, лекции и консультации по основам маркетинга и юриспруденции, тренинги-интенсивы с погружением в деловую среду, помощью в разработке реальных бизнес-планов и менторской поддержкой.
Бизнес-идеи в этих нишах идеально подходят для женщин
- Цифровая экономика и торговля;
- Творческие индустрии;
- Сетевой маркетинг;
- Туризм и сфера услуг;
- Небольшие тематические рестораны и кафе (котокафе, например);
- Цветочные магазины и производства;
- Создание деликатесов и продуктов ЗОЖ;
- Детский ритейл;
- Изобретение головных уборов и нижнего белья;
- Сопровождение покупок;
- Принтованная одежде и аксессуары;
- Психологические салоны и клубы поддержки;
- Инстаграмная еда;
- Частные детские сады и ивенты;
- Образовательные курсы самой разной направленности;
- Инсталляции, украшения витрин и помещений;
- Сельскохозяйственные экспериментальные производства фермерских продуктов.
от 1 000 000 руб.
от 450 000 руб.
от 900 000 руб.
от 800 000 руб.
Мы гарантируем безопасность ваших данных. Отправляя заявку, вы даёте свое согласие на обработку персональных данных.
Не упустите выгодные
предложения лучших бизнес-идей!
Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!
@TopFranchiseRu