Белорусский рынок считается весьма лояльной средой для российских предпринимателей. Многие отечественные компании, масштабируя бизнес на постсоветском пространстве, в первую очередь открывают франшизы именно в Белоруссии. Российские бренды давно завоевали популярность в этой стране, так что у франчайзи едва ли возникнут проблемы с формированием клиентской аудитории. Кроме того, можно приобрести франшизу одной из белорусских фирм, ориентированных на местную специфику. Определенные виды бизнеса пользуются в Белоруссии государственной поддержкой, что также может существенно облегчить запуск и работу коммерческого предприятия. В любом случае перед покупкой франшизы стоит изучить рынок на предмет спроса и конкуренции.
Белоруссия и Россия — давние стратегические партнеры. В последние годы сотрудничество между двумя странами приобрело особую значимость. И все чаще для партнерства российские и белорусские предприниматели выбирают франчайзинг. Расскажем, как открыть предприятие в Белоруссии, используя франшизу.
Открыть бизнес по франшизе в городах Белоруссии
Сортировать:
Показано 36 франшиз из 405
Обзорная статья
Обзор белорусской экономики в 2023 году
В развитии белорусской экономики существенную роль играют государственные предприятия. При этом немалое внимание уделяется и частному сектору — в первую очередь это касается малого и среднего бизнеса. В стране действует закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в рамках которого частные предприятия получают субсидии, льготные кредиты, помощь в подготовке персонала и другие преференции. На правительственном совещании в мае 2022 года первый вице-премьер РБ Николай Снопков отметил, что диалог между органами власти и бизнесом становится все более конструктивным. По его словам, этому во многом способствует упрощение регистрации юрлиц и внедрение онлайн-документооборота.
Череда экономических потрясений 2020-2022 гг. привела к сокращению числа малых и средних предприятий на 2%, однако в целом бизнес сумел адаптироваться к трудностям. Согласно официальной статистике «Белстат», наиболее популярные сферы деятельности в Белоруссии — это оптовая и розничная торговля, а также бытовые услуги (34%), логистика и складское хранение (12%), научная и техническая деятельность (10%), промышленность (8%), строительство (8%).
До 2005 года продажа франшиз в стране была законодательно ограничена. Однако затем правительство предприняло ряд шагов для легализации и развития этой формы бизнеса. Сейчас, по данным ассоциации «Белфранчайзинг», ежегодный прирост предприятий, открытых по франшизе, составляет 12-17%. Основная доля приходится на российские компании (45%), потом следуют бренды из других стран (35%) и белорусские франшизы (20%).
Популярные направления франшиз в Белоруссии
Франчайзинговую модель развития чаще всего используют предприятия общепита, ретейлерские компании и школы дополнительного образования. Франшизы широко представлены в сегменте красоты и здоровья, кроме того, в последнее время набирает популярность франчайзинг в сфере туризма.
Если говорить о торговых предприятиях, то в первую очередь стоит обратить внимание на франшизы магазинов одежды и обуви. Белорусский рынок активно осваивают известные российские бренды (Paolo Conte, Top Secret, BAON и другие). Помимо них франчайзинговую модель успешно продвигают некоторые белорусские компании — например, сеть магазинов трикотажной одежды «Свiтанак».
Немало интересных франшиз можно найти среди предприятий общепита. Вы можете выбрать одну из популярных российских франшиз (скажем, Суши Wok или Burger CLUB), а можете сосредоточиться на оригинальных местных брендах. В качестве примера назовем «Кофе Саунд» — сеть уютных кофеен с предсказаниями и «ПОН-ПУШКУ» — франшизу уличных кафе, завоевавших огромную аудиторию благодаря уникальной рецептуре пончиков.
Что касается сферы услуг, то наиболее перспективными на данный момент можно считать франшизы служб доставки, мастерских по ремонту техники и салонов красоты.
Отдельно стоит сказать о франчайзинге в области сельского хозяйства, поскольку этот сегмент является одним из важнейших для белорусской экономики. На рынке все чаще появляются франшизы ферм и агропредприятий, которые специализируются на оптовых поставках свежезамороженных овощей, грибов и ягод.
И наконец, нельзя не упомянуть сферу высоких технологий. Белорусское правительство регулярно заявляет о необходимости развития IT-сектора и вводит разнообразные льготы для предпринимателей. IT-компании, аффилированные с «Парком высоких технологий», освобождаются от большинства налогов и пошлин. В стране стремительно увеличивается число киберспортивных клубов, школ цифровой грамотности и фирм по разработке мобильных приложений. Многие компании (AppGlobal, «РОББО КЛУБ», «Юные инженеры» и др.) уже запустили франчайзинговые программы.
Цифровая экономика в Белоруссии только начинает набирать обороты: так, до недавних пор здесь почти не развивалась интернет-торговля. Запустив эффективный интернет-магазин или маркетплейс, вы сможете стать одним из лидеров в этой нише.
Франшизы в Белоруссии: на что обратить внимание
Благодаря сходству менталитетов, отсутствию языкового барьера и развитым экономическим связям российские предприниматели, как правило, не испытывают трудностей при запуске бизнеса в Белоруссии. Однако существует ряд нюансов, которые важно учитывать, покупая франшизу в этой стране.
Предприниматель, не имеющий белорусского гражданства, не может зарегистрировать ИП. Иностранные граждане имеют право создавать коммерческие организации (ООО, ОАО, ЗАО и проч.), а зарубежные компании — открывать свои представительства. Однако последние должны направлять всю прибыль, полученную на территории РБ, исключительно на поддержание работы филиала (иными словами, им по сути запрещена коммерческая деятельность).
Франчайзинговое законодательство Белоруссии несколько отличается от российского. В договоре франчайзинга обязательно должны присутствовать два ключевых пункта: право на использование эксклюзивной информации франчайзера и право на фирменное наименование (название компании плюс указание на организационно-правовую форму). Договор франчайзинга необходимо зарегистрировать в Национальном центре интеллектуальной собственности — сегодня эта процедуру можно выполнить в онлайн-формате на специализированной электронной площадке.
Открывая предприятие по франшизе, нужно помнить, что в Беларуси действуют довольно жесткие правила лицензирования отдельных видов бизнеса. Так, лицензия потребуется для продажи лекарств, алкогольной и табачной продукции, для бизнеса в сфере медицины, пассажирских перевозок, образования, полиграфии. Полный список можно найти в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Ответы на часто задаваемые вопросы
Насколько выгодно покупать франшизу в Белоруссии?
Можно ли купить франшизу белорусской компании в России?
Белорусские предприятия, в свою очередь, заинтересованы в освоении российского рынка, поэтому стараются запускать различные франшизы на территории РФ. В числе таких компаний, например, белорусско-эстонский бренд женского белья Milavitsa (более 380 торговых точек в России), компания «Белорусская косметика» (свыше 180 точек в РФ) или сеть бренда белорусских продуктов «Верас» (около 30 магазинов, преимущественно в южных регионах России).