О франчайзинге в Казахстане говорят, как о развивающейся маркетинговой методике. В начале XX в. государство вышло в лидеры по использованию этого формата среди стран Центральной Азии. Элементы стратегии в основном используют мелкие и средние предприниматели в розничной торговле. Массивный франчайзинг встречается в сетевом бизнесе — открытии ресторанов быстрого питания, аптек, магазинов брендовых товаров.
История появления франчайзинга в Казахстане
1994 г. считается началом становления рыночных отношений, основанных на франчайзинге, между предпринимателями Казахстана и представителями крупных зарубежных компаний.
В этот год в стране:
- Появился завод по производству газированного напитка Coca-Cola.
- Открылся отель международного класса «Рахат Палас», который стал частью сети гостиниц, функционировавших под брендом Hayatt Regency.
В последующие годы открывались мелкие бутики одежды международных производителей. Самым известным франчайзером этой ниши стала фирма Adidas.
А вы знали, что в 1999 г. свой вклад в развитие франчайзинговых отношений на территории Казахстана внесло предприятие «Баскин-Роббинс»? Первое кафе-мороженое под одноименным брендом было открыто в городе Алма-Ате.
Законодательная база в Казахстане
Юридическое регулирование франчайзинговых отношений в Республике Казахстан начинается в 1999 г., когда в основной части Гражданского кодекса появляется глава 45 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)».
В современной редакции закона глава не потеряла своей актуальности. В том же году принят закон № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров».
В 2002 г. законодательная база, направленная на стабилизацию методики франчайзинга в Республике Казахстан, пополнилась законом № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». В современном стандарте он является основным нормативным документом, регулирующим взаимоотношения участников франшизы.
Особенность сектора бизнеса
Диапазон охвата бизнес-секторов франчайзинговыми отношениями в Республике Казахстан очень широкий — это 1 000 с лишним торговых объектов и почти 200 сетевых представительств. Разговор идет не только об импорте и экспансии зарубежных компаний, но и о появлении национальных марок.
Основная доля предложений франчайзинга исходит от ближайших соседей — России и Турции.
Крупные международные марки не идут на прямой контакт с предпринимателями РК. С ними сотрудничество происходит через субфранчайзи. Это российские и турецкие лицензиары.
Другие страны-партнеры:
- Великобритания.
- Германия.
- Франция.
- Италия.
- Австралия.
- Япония.
- Израиль.
Свою нишу занимают франчайзинговые сети отечественного происхождения. Они представлены точками розничной торговли, дистрибьюторским направлением и даже одним предприятием.
Примером и гордостью франчайзинга казахстанского производства является авторский дом высокой моды «Куралай». Торговый бренд вышел на международную арену и имеет представительства в Париже и Москве.
Эксперты утверждают, что благодаря развитию маркетинговой методики появились дополнительные рабочие места для граждан Казахстана.
Популярные типы франчайзинга в Казахстане
На местном рынке популярным направлением при заключении франшизы является открытие брендовых магазинов одежды и аксессуаров. Партнерское первенство принадлежит российским предприятиям и европейским домам. Это 30% от всех заключенных договоров.
По 20% забирают ресторанный бизнес и компании по предоставлению услуг населению:
- Рекламные и брачные агентства.
- Сотовые операторы.
- Консалтинговые фирмы и пр.
Еще 20% договорных отношений уходит к владельцам продуктовых маркетов, ювелирных, парфюмерных, магазинов мобильных телефонов, мебели. Оставшийся процент заключенных соглашений франчайзинговой концессии остается на салоны красоты, спортклубы, медцентры.
Основные проблемы франчайзинга в Казахстане
Чтобы правильно представить проблему франчайзинговых отношений в республике, нужно сравнить ее с западной моделью.
В развитых странах:
- Холдинги поддерживаются капиталом и нематериальными активами.
- Бизнес-процессы имеют строгую регламентацию.
- Компании принимают на работу только квалифицированный персонал.
- Востребованы услуги аутсорсинговых фирм для решения неспециализированных задач.
- В основу международных отношений закладываются долгосрочные контракты.
- Банки охотно кредитуют участников концессии. Предприниматели пользуются налоговыми и иными льготами, предоставляемыми государством.
В Казахстане экономика не выглядит впечатляющей.
Отсюда возникает ряд проблем, блокирующих увеличение процента заключения договоров франшизы:
- Небольшой период нахождения в свободных рыночных отношениях.
- Несовершенство законов в области предпринимательской деятельности.
- Бюрократия.
- Слабая поддержка государством малого и среднего бизнеса.
- Удаленность от европейских стран.
- Отсутствие квалифицированных кадров.
- Слабая банковская система.
- Неразвитая инфраструктура.
- Высокая стоимость арендованной недвижимости.
- Отсутствие возможности оплачивать договорные отношения кредитными деньгами.
Также не в пользу идет близкое соседство с Китаем. Конкурент выглядит более привлекательно с точки зрения инвестирования капитала международными компаниями.
Государственная поддержка франчайзинга в Казахстане
Программ помощи бизнесменам, желающим заниматься франчайзингом, со стороны казахстанского государства в прямом смысле не существует.
Есть несколько экономических специализированных институтов, оказывающих услуги предпринимателям:
- «КазПатент». Занимается регистрацией договоров франшизы и контролем за оборотом товарных знаков.
- «Евразийская ассоциация франчайзинга». Бесплатно консультирует по вопросам франчайзинговой концессии и лицензирования.
- «Казахстанская ассоциация франчайзинга». Создала сообщество предпринимателей.
- Некоторые государственные банки. Косвенно поддерживают малый бизнес.
Особую роль во франчайзинговой модели построения бизнеса сыграл Фонд развития малого предпринимательства «Даму». Он осуществляет кредитование на льготных условиях на покупку франшизы.
В текущих реалиях Казахстанская ассоциация франчайзинга ожидает существенного роста на рынке франшиз в 2023 году из-за возросшего спроса на франшизы среди резидентов и нерезидентов Казахстана.