Топ-франшиз - официальный сайт

8 499 648 26 24

TopFranchise.ru - официальный сайт лучших франчайзинг предложения в России

Особенности франчайзинга в Казахстане

Содержание

  • История появления франчайзинга в Казахстане
  • Законодательная база в Казахстане
  • Особенность сектора бизнеса
  • Популярные типы франчайзинга в Казахстане
  • Основные проблемы франчайзинга в Казахстане
  • Государственная поддержка франчайзинга в Казахстане
Особенности франчайзинга в Казахстане

О франчайзинге в Казахстане говорят, как о развивающейся маркетинговой методике. В начале XX в. государство вышло в лидеры по использованию этого формата среди стран Центральной Азии. Элементы стратегии в основном используют мелкие и средние предприниматели в розничной торговле. Массивный франчайзинг встречается в сетевом бизнесе — открытии ресторанов быстрого питания, аптек, магазинов брендовых товаров.

История появления франчайзинга в Казахстане

1994 г. считается началом становления рыночных отношений, основанных на франчайзинге, между предпринимателями Казахстана и представителями крупных зарубежных компаний.

В этот год в стране:

  • Появился завод по производству газированного напитка Coca-Cola.
  • Открылся отель международного класса «Рахат Палас», который стал частью сети гостиниц, функционировавших под брендом Hayatt Regency.

В последующие годы открывались мелкие бутики одежды международных производителей. Самым известным франчайзером этой ниши стала фирма Adidas.

А вы знали, что в 1999 г. свой вклад в развитие франчайзинговых отношений на территории Казахстана внесло предприятие «Баскин-Роббинс»? Первое кафе-мороженое под одноименным брендом было открыто в городе Алма-Ате.

Законодательная база в Казахстане

Законодательная база в Казахстане

Юридическое регулирование франчайзинговых отношений в Республике Казахстан начинается в 1999 г., когда в основной части Гражданского кодекса появляется глава 45 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)».

В современной редакции закона глава не потеряла своей актуальности. В том же году принят закон № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров».

В 2002 г. законодательная база, направленная на стабилизацию методики франчайзинга в Республике Казахстан, пополнилась законом № 330-II «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». В современном стандарте он является основным нормативным документом, регулирующим взаимоотношения участников франшизы.

Особенность сектора бизнеса

Диапазон охвата бизнес-секторов франчайзинговыми отношениями в Республике Казахстан очень широкий — это 1 000 с лишним торговых объектов и почти 200 сетевых представительств. Разговор идет не только об импорте и экспансии зарубежных компаний, но и о появлении национальных марок.

Выбрать готовый бизнес в Казахстане

Основная доля предложений франчайзинга исходит от ближайших соседей — России и Турции.

Крупные международные марки не идут на прямой контакт с предпринимателями РК. С ними сотрудничество происходит через субфранчайзи. Это российские и турецкие лицензиары.

Другие страны-партнеры:

  • Великобритания.
  • Германия.
  • Франция.
  • Италия.
  • Австралия.
  • Япония.
  • Израиль.

Свою нишу занимают франчайзинговые сети отечественного происхождения. Они представлены точками розничной торговли, дистрибьюторским направлением и даже одним предприятием.

Примером и гордостью франчайзинга казахстанского производства является авторский дом высокой моды «Куралай». Торговый бренд вышел на международную арену и имеет представительства в Париже и Москве.

Эксперты утверждают, что благодаря развитию маркетинговой методики появились дополнительные рабочие места для граждан Казахстана.

Популярные типы франчайзинга в Казахстане

Популярные типы франчайзинга в Казахстане

На местном рынке популярным направлением при заключении франшизы является открытие брендовых магазинов одежды и аксессуаров. Партнерское первенство принадлежит российским предприятиям и европейским домам. Это 30% от всех заключенных договоров.

По 20% забирают ресторанный бизнес и компании по предоставлению услуг населению:

  • Рекламные и брачные агентства.
  • Сотовые операторы.
  • Консалтинговые фирмы и пр.

Еще 20% договорных отношений уходит к владельцам продуктовых маркетов, ювелирных, парфюмерных, магазинов мобильных телефонов, мебели. Оставшийся процент заключенных соглашений франчайзинговой концессии остается на салоны красоты, спортклубы, медцентры.

Основные проблемы франчайзинга в Казахстане

Чтобы правильно представить проблему франчайзинговых отношений в республике, нужно сравнить ее с западной моделью.

Свой бизнес или по франшизе в Казахстане

В развитых странах:

  1. Холдинги поддерживаются капиталом и нематериальными активами.
  2. Бизнес-процессы имеют строгую регламентацию.
  3. Компании принимают на работу только квалифицированный персонал.
  4. Востребованы услуги аутсорсинговых фирм для решения неспециализированных задач.
  5. В основу международных отношений закладываются долгосрочные контракты.
  6. Банки охотно кредитуют участников концессии. Предприниматели пользуются налоговыми и иными льготами, предоставляемыми государством.

В Казахстане экономика не выглядит впечатляющей.

Отсюда возникает ряд проблем, блокирующих увеличение процента заключения договоров франшизы:

  • Небольшой период нахождения в свободных рыночных отношениях.
  • Несовершенство законов в области предпринимательской деятельности.
  • Бюрократия.
  • Слабая поддержка государством малого и среднего бизнеса.
  • Удаленность от европейских стран.
  • Отсутствие квалифицированных кадров.
  • Слабая банковская система.
  • Неразвитая инфраструктура.
  • Высокая стоимость арендованной недвижимости.
  • Отсутствие возможности оплачивать договорные отношения кредитными деньгами.

Также не в пользу идет близкое соседство с Китаем. Конкурент выглядит более привлекательно с точки зрения инвестирования капитала международными компаниями.

Государственная поддержка франчайзинга в Казахстане

Государственная поддержка франчайзинга в Казахстане

Программ помощи бизнесменам, желающим заниматься франчайзингом, со стороны казахстанского государства в прямом смысле не существует.

Есть несколько экономических специализированных институтов, оказывающих услуги предпринимателям:

  1. «КазПатент». Занимается регистрацией договоров франшизы и контролем за оборотом товарных знаков.
  2. «Евразийская ассоциация франчайзинга». Бесплатно консультирует по вопросам франчайзинговой концессии и лицензирования.
  3. «Казахстанская ассоциация франчайзинга». Создала сообщество предпринимателей.
  4. Некоторые государственные банки. Косвенно поддерживают малый бизнес.

Особую роль во франчайзинговой модели построения бизнеса сыграл Фонд развития малого предпринимательства «Даму». Он осуществляет кредитование на льготных условиях на покупку франшизы.

В текущих реалиях Казахстанская ассоциация франчайзинга ожидает существенного роста на рынке франшиз в 2023 году из-за возросшего спроса на франшизы среди резидентов и нерезидентов Казахстана.

Выбрать готовый бизнес для старта
Telegram-канал topfranchise.ru

Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!

Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!

@TopFranchiseRu
Перейти в telegram-канал
По вашему запросу "" ничего не найдено. Возможно вас заинтересует наша подборка:
Вы добавили франшизу к сравнению
Перейти в сравнение
Вы добавили франшизу в избранное
Перейти в избранное