Экономика Узбекистана развивается быстро, конкуренция в широком спектре областей остается достаточно низкой, а налоговая нагрузка в рамках существующих экономических мер постепенно снижается. Кроме того, Узбекистан, как и некоторые другие государства Центральной Азии, является связующим звеном между Россией, Европой и арабскими странами. Все это делает бизнес в Узбекистане привлекательным для инвестиций, в том числе и в области франчайзинга.
С начала 2022 года количество франшиз в Узбекистане выросло на 16%. Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение объемов этого сегмента бизнеса как за счет новых брендов, так и за счет развития местных. Почему открыть франшизу в Узбекистане сейчас — это выгодно? Рассказываем подробнее.
Открыть бизнес по франшизе в городах Узбекистана
Сортировать:
Показано 36 франшиз из 66
Обзорная статья
Экономика и бизнес Узбекистана
Начиная с 2016 года правительство Узбекистана взяло курс в сторону открытости в экономических связях с остальным миром и улучшения инвестиционного климата. Такая политика дала свои плоды: за последние четыре года ВВП Узбекистана составил 24%. Это очень высокий показатель темпов экономического развития. Неудивительно, что инвесторы сейчас обращают пристальное внимание на этот регион как на одну из перспективных площадок для ведения бизнеса.
Сейчас в стране открыто 14 325 иностранных компаний, из них около 2,5 тысяч — российские, то есть каждая шестая совместная или иностранная фирма, работающая в Узбекистане, открыта отечественными бизнесменами или с участием отечественного капитала. Общий объем капиталовложений российских инвесторов за 2022 год составил более 10 млрд долларов.
Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вольвач сообщил, что рост российско-узбекистанской торговли за восемь месяцев 2022 года составил 37% по сравнению с показателями прошлого года. Подобный рост объясняется не только усилением экономических связей между государствами и инвестициями крупных компаний в промышленные и ресурсодобывающие сферы, но и экономическим кризисом начала года, когда многие предприниматели были вынуждены открыть торговые представительства в Узбекистане, чтобы иметь большую маневренность на мировом рынке.
Популярные направления развития бизнеса в Узбекистане
В Узбекистане активно развиваются такие традиционно актуальные направления бизнеса для стран Центральной Азии, как оптовая и розничная торговля, продуктовый ретейл, добыча и обработка природных ресурсов, сельское хозяйство, а также текстильная промышленность. Но есть и другие сферы, которые ждут новых игроков и готовы к тому, чтобы на этот рынок зашли представители малого и среднего бизнеса из России.
Доставка еды и товаров на дом
Доставка продуктов, готовой еды и потребительских товаров — области, где пока не слишком высока конкуренция. Наилучшим образом эти сферы бизнеса развиты в Ташкенте, тогда как в других городах рынок пока что слабо освоен. Это дает широкие возможности для франшиз бизнеса по онлайн-торговле.
IT и аутсорсинговые компании
В 2022 году многие IT-компании полностью или частично релоцировались в Узбекистан. Таким образом сфера айти в этой стране получила серьезный импульс к развитию. В сторону цифровизации сейчас будут двигаться даже те узбекские компании, владельцы которых прежде об этом не задумывались. Это будет означать увеличение спроса на услуги IT-специалистов. Аутсорсинговые фирмы и HR-организации сейчас тоже в тренде: развитие экономики выводит на первый план потребность бизнеса в квалифицированном персонале, неважно в штате или вне штата.
Образование
Мировой тренд на частное образование напрямую касается и Узбекистана: все большее количество родителей выбирают для своих детей частные школы и центры дополнительной подготовки качественного, международного уровня. Взрослым тоже есть чему учиться: например, по айти-направлениям и по изучению иностранных языков.
Туризм и отдых
Узбекистан — древняя страна с богатой историей и часть Великого Шелкового Пути. В 2022 году в стране были приняты новые концепции развития внутреннего и зарубежного туризма. Это тоже дает отличные возможности для развития как гостиничного, так и развлекательного бизнеса.
Медицина
Развитию частной медицины, стоматологии и пластической хирургии в Узбекистане способствуют низкие цены, привлекающие медицинских туристов из-за рубежа. С одной стороны, это создает повышенный спрос, а с другой — привлекает внимание внутренних инвесторов в проекты частных клиник.
На что обратить внимание при выборе франшизы в Узбекистане
На франчайзинг в Узбекистане распространяются те же рекомендации, что и на подбор франшизы в любой другой стране. Общие рекомендации просты: обращайте внимание на динамику компании, на уровень прибыльности других франчайзи, на корректность документации и на реалистичность перспектив, которые выстраивает франчайзер.
Однако существуют локальные особенности, которые следует учитывать любому предпринимателю прежде, чем начать бизнес в Узбекистане.
Преобладание ислама
Хотя Узбекистан и является светским государством, основная часть населения исповедует ислам. Это значит, что здесь, как и в других мусульманских странах, вне туристической зоны может быть плохо воспринят бизнес, связанный с алкоголем. Также из уважения к религиозным традициям лучше избегать рекламы, эксплуатирующей полуобнаженные человеческие фигуры.
Патриархальность
В Узбекистане не все предприниматели и инвесторы могут адекватно воспринимать женщину на руководящей должности из-за того, что в стране долгое время культивировался строго патриархальный уклад. Предпринимательницам, желающим открыть бизнес в Узбекистане, будет довольно непросто.
Землячество и кумовство
Жители Узбекистана при прочих равных будут выбирать сограждан. Это связано с традициями землячества и взаимоподдержки, которые очень развиты в стране. Хорошим решением будет тесное сотрудничество или даже совместный бизнес с гражданином страны — это сразу повысит доверие к вашей компании. Кроме того, население Узбекистана достаточно консервативно, так что, несмотря на развитие в стране IT-сферы, продвигать инновационные решения и технологии будет достаточно сложно, особенно в сфере b2b.
Нечеткие договоренности
Европейская модель ведения бизнеса, как правило, не работает в странах Центральной Азии. Чем жестче графики и настойчивее контроль за дедлайнами, тем меньше эффективность. Чтобы работа не приносила сплошные разочарования, стоит закладывать в планы возможный временной люфт, проводить мягкий поэтапный контроль выполнения работ, а также уделять особое внимание переговорным процессам. В Узбекистане любят неспешность, обстоятельность и личные переговоры по любому значимому вопросу.
Дефицит кадров
Постоянная конкуренция с крупными компаниями за квалифицированные кадры, нехватка подготовленного персонала и непотизм (тенденция к продвижению своих в ущерб качеству работы) — сложности, с которыми сталкивается любой зарубежный предприниматель в Узбекистане. Решением этой проблемы может стать заблаговременный наем сотрудников.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Насколько выгодно покупать франшизу в Узбекистане?
Как купить франшизу через каталог?
Внимательно изучите франшизы, которые вас интересуют. Сравните условия и сопоставьте их со своими возможностями. Чтобы задать вопросы или получить какие-то дополнительные сведения по интересующей вас франшизе, оставьте заявку прямо на странице компании в каталоге, и представитель компании с вами свяжется.