Последние три года сети пунктов выдачи заказов растут как на дрожжах. Причины в стремительном росте онлайн-продаж, улучшении сервисов маркетплейсов и развитии различных служб доставки. Запуск пункта выдачи заказов кажется простым и прибыльным способом построить бизнес, доступным как студенту, так и пенсионеру. Но так ли это на самом деле? Насколько легко открыть свой ПВЗ и как быстро можно заработать? Какие у этого бизнеса есть сложности и риски? Обо всем этом рассказывают эксперты рынка.
Евгений Новиков
руководитель направления франшизы «МаксМаркет»
Денис Дьяченко
руководитель развития партнерских логистических программ Ozon
Ольга Борисова
специалист по маркетингу «СДЭК»
— Чем хорош ваш вид бизнеса?
Евгений Новиков, «МаксМаркет»: На первый взгляд кажется, что организовать работу пункта выдачи маркетплейса и начать с его помощью зарабатывать довольно легко. Все, что вам для этого нужно, — помещение и сотрудник. Но на практике все куда сложнее, ведь на бизнесе сказывается множество факторов. Например, существует прямая зависимость от количества заказов, которые продаются на маркетплейсе и выдаются в пункте. Нельзя также забывать и о товарных остатках. С одной стороны, очевидные преимущества отрасли — полная независимость бизнеса, простота открытия. С другой — влияние всех бизнес-процессов на работу пункта.
Денис Дьяченко, Ozon: Ozon — это онлайн-ретейл, а рынок e-commerce в России в последние годы растет очень быстро. Сам маркетплейс также увеличил обороты в два раза год к году, и чтобы успевать за такими темпами роста, необходимы партнеры. Франшиза — оптимальный вариант в таких условиях. Сегодня 97% сети пунктов выдачи Ozon приходится на партнерские точки, а через франчайзи проходит 8 из 10 заказов маркетплейса. Пункт выдачи может открыть буквально любой человек. В нашей практике были случаи, когда партнерскую точку открывал студент первого курса, женщина на седьмом месяце беременности, пенсионеры — у многих из них через несколько лет были уже сети из 10-20 пунктов выдачи.
Ольга Борисова, «СДЭК»: Логистика актуальна всегда. Сфера e-commerce развивается очень быстрыми темпами, поэтому рынок высококонкурентный, задействовано большое количество игроков. Помимо классических компаний доставки конкуренцию нам составляют и другие, смежные игроки: например, маркетплейсы и их собственная доставка. Конкурентная среда всегда держит в тонусе, поэтому нужно быть в курсе и внедрять новые продукты доставки: например, гиперлокальную доставку, то есть доставку в пределах района, same-day-delivery, то есть доставку в тот же день, доставку продуктов, опции доставки в сервисах такси и так далее. Сейчас мы также ориентированы на страны СНГ и Азии, где наблюдается бум в сфере электронной коммерции.
— Назовите главные сложности и нюансы бизнеса ПВЗ. К чему нужно быть готовым, открывая бизнес в этой нише?
Евгений Новиков, «МаксМаркет»: На самом деле нюансов довольно много. На одной улице может работать два ПВЗ: один в начале, другой — на задворках. У первого будет больший товарооборот, больший поток клиентов, а у второго — не такие успешные показатели. Повлиять на развитие ПВЗ могут как внешние факторы — затрудненный подъезд к пункту, неверно выбранная локация, установленные при входе домофоны — так и внутренние: неверная организация управления персоналом, человеческий фактор. К тому же франчайзи может столкнуться со стандартными рыночными рисками. Имеет значение все: спрос на товары, их подача, покупательская способность. Однако при должном подходе все это можно регулировать.
Денис Дьяченко, Ozon: Как в любом бизнесе, большинство сложностей рождает человеческий фактор. Бывают недобросовестные люди. Бывают финансовые проблемы. Тут помогают наши гайдлайны — четкое следование нашим гайдлайнам поможет справиться с большинством возникающих трудностей. Кроме того, риски могут быть связаны с сохранностью товаров. Бывало, что пункты выдачи затапливали соседи сверху. Чтобы нивелировать такие риски, можно, например, застраховать помещение пункта выдачи заказов и все, что в нем находится.
— Как еще можно нивелировать риски бизнеса ПВЗ?
Ольга Борисова, «СДЭК»: Сложности и страхи могут быть из-за отсутствия опыта и экспертизы в отрасли — но мы учим наших франчайзи нюансам бизнеса. Для того чтобы стать нашим франчайзи, опыт в логистике не требуется. Наша франчайзинговая модель позволяет франчайзи развивать бизнес, наращивать объемы отправок и количество клиентов, зарабатывать в нескольких направлениях. Наши менеджеры помогают новому франчайзи выстроить оптимальный баланс между административной, оперативной деятельностью и продажами — этот сложный, но необходимый период сетапа. Мы начали развивать бизнес по франчайзинговой модели в 2009 году и сегодня уверены, что это решение было правильным и эффективным: с нами в сети около 3 000 партнеров по бизнесу, профессиональных, честных, разделяющих наши ценности.
Денис Дьяченко, Ozon: Ряд сложностей решается отсутствием необходимости иметь большой первоначальный капитал для открытия партнерской точки: у нас нет никаких платежей на старте для франчайзи, для открытия точки достаточно 150-200 тысяч рублей на аренду и ремонт помещения. Мы предоставляем качественный сервис и конечному клиенту, и в каком-то смысле нашим бизнес-партнерам. Предпринимателям не нужно самостоятельно налаживать бизнес-процессы, обучать сотрудников, искать клиентов — достаточно следовать пошаговым инструкциям, которые мы даем франчайзи. Кроме того, в первые полгода работы Ozon предоставляет новой партнерской точке всестороннюю поддержку, благодаря чему средние обороты пунктов выдачи заказов выросли на 30% в год. А еще в прошлом году мы ввели систему поддержки для владельцев пунктов выдачи в период сезонных распродаж, когда наступают пиковые нагрузки: доплату в случае, если курьер опаздывал и приезжал после 21:00. Впрочем, максимальное количество заказов и само по себе является хорошей компенсацией владельцу пункта выдачи за его напряженный труд. Обороты партнерских точек в периоды распродаж заметно растут, и это приносит предпринимателям ощутимую прибыль.
— Дайте несколько советов тем, кто хочет открыть ПВЗ
Денис Дьяченко, Ozon: Выбирайте лучшую локацию по гексагонам поддержки и ходите лично смотреть помещения. Пункт выдачи должен быть удачно расположен для жителей близлежащего района, чтобы до него можно было быстро и удобно добраться. Смотрите, где в районе ходит больше всего людей — там и будет максимум трафика. Еще можно попробовать выиграть за счет клиентского сервиса, придумать свои фишки в общении с регулярными покупателями. Несмотря на всю нашу поддержку, открытие пункта выдачи заказов — это все-таки бизнес. Значит будущему франчайзи нужно готовиться стать настоящим предпринимателем: уметь брать на себя ответственность, быстро принимать решения в нестандартных ситуациях, разбираться в финансовых вопросах и быть способным собрать отличную команду.
Ольга Борисова, «СДЭК»: Франшиза требует внимания и ответственности, это не пассивный бизнес, приносящий доход просто так. Будьте честными, проявляйте интерес к опыту коллег и других франчайзи, учитесь перенимать лучший опыт и адаптировать его под особенности собственного бизнеса, используйте по максимуму возможности, которые предлагает управляющая компания: тарифы, дополнительные услуги и так далее. Вовлеченность франчайзи очень важна, особенно на начальных этапах — важно быть погруженным в деятельность и процессы.
Евгений Новиков, «МаксМаркет»: Первое, с чего стоит начать — ответственно подойти к выбору месторасположения пункта. Проанализировать геолокацию, изучить население и его потребности. Следующий шаг — обеспечение бесперебойной работы конкретного ПВЗ. Например, неукоснительное соблюдение рабочего графика. В нашем случае при открытии франшизы всем этим занимаемся мы. Начиная с анализа территории и заканчивая оперативной заменой сотрудников при необходимости. За 6 лет работы ни один из наших ПВЗ не был закрыт: все показывают стабильную динамику роста и развития, приносят растущую прибыль как партнерам, так и самой компании.