Как понять, что бизнес по франшизе для вас
Многие предприниматели говорят, что именно кризис — личностный, карьерный, а порой и экономический — становился для них решающим фактором для открытия своего бизнеса. Когда карьера в тупике, грядет увольнение или пенсия, работа наскучила, начальники надоели, то желание быть самому себе хозяином, осуществить мечту, сделать что-то значимое и свое становится непреодолимым.
Собственный бизнес – не для всех
Однако собственный бизнес — это не для всех. Для успеха и уверенности должны совпасть несколько факторов: опыт, финансы, горящие глаза и поддержка со стороны инвесторов или партнеров. Если чего-то из этого списка не хватает, но большое желание и предпринимательская жилка не дают успокоиться, подбирать подходящий вариант бизнеса стоит особенно осторожно. Чтобы в случае кочки на дороге, которых в российском бизнесе больше, чем хотелось бы, не сломать шею и отделаться лишь ободранными коленками. Чем в этом плане хорош бизнес по франшизе: франчайзер уже многое сделал, чтобы бизнес заработал. Это он пережил годы проб и ошибок, это он строил репутацию и бренд, это он инвестировал в ERP и CRM-системы, это он мучился в поисках лучших поставщиков, методов управления и способов привлечения клиентов, а еще потратил время и силы для того, чтобы описать все бизнес-процессы, подготовить стандарты и инструкции.
Франчайзи пропускает большинство этих болезней роста, экономя до 5 лет развития дела, и сразу начинает вести бизнес.
Франчайзинг или бизнес с нуля?
Для многих франшиза — это лучший способ запустить бизнес. Особенно для тех, у кого нет предпринимательского опыта, желания рисковать или раскручивать свою идею.
В партнерский пакет хорошей франшизы входит не только готовый рецепт того, как запустить бизнес и сразу получать доход, — к нему обычно прилагаются еще и поставщики, товары, услуги, обучение, команда аналитиков и маркетинг.
Франчайзинг, в идеале, предполагает низкие риски и высокий уровень поддержки. Команда профессионалов будет всегда на связи, чтобы ответить на вопросы, объяснить, подсказать, помочь и даже реализовать идею. Успех франчайзи — это и успех всей франшизы.
Бизнес по франшизу vs бизнес с нуля
|
Бизнес с нуля |
Бизнес по франшизе |
Готовая бизнес-модель |
✘ |
✔ |
Собственные инвестиции |
✔ |
✔ |
Самостоятельное распределение прибыли |
✔ |
✘ |
Обучение |
✘ |
✔ |
Поддержка |
✘ |
✔ |
Ответственность |
✔ |
✔ |
Риски |
✔ |
✔ |
Узнаваемый бренд |
✘ |
✔ |
Собственные правила |
✔ |
✘ |
Владение бизнесом |
✔ |
✘ |
Бизнес по франшизе хорош, но не стоит заблуждаться — работать на автопилоте даже он не будет. По статистике, 30% франчайзи закрывают бизнес в течение первого года после открытия и лишь 20% успешно развивают франчайзинговую точку и открывают еще несколько. Таким нравится их дело, они много и усердно работают. Почему у других не получается? Иногда дело в неправильном выборе франшизы, но зачастую — в неготовности самого франчайзи.
Успешными франчайзи становится определенный тип людей: целеустремленные, способные и следовать правилам, и самостоятельно принимать решения, умеющие управлять сотрудниками, привлечь и даже увлечь клиентов и готовые уделять бизнесу максимум внимания.
Чтобы убедиться в том, что бизнес по франшизе — для вас, а потом еще и выбрать правильную рыночную нишу, стоит взвесить все за и против, осознать свои сильные и слабые стороны, понять, чего не хватает — навыков, знаний, финансов, поддержки — и как это компенсировать, чтобы руководить бизнесом.
20 вопросов, чтобы определить собственные возможности и оценить ожидания от открытия бизнеса
Сильные стороны
- Что в нынешней и прошлой работах вам нравилось больше всего?
- Перечислите свои ключевые навыки и оцените, насколько хорошо вы ими владеете?
- Насколько вам важен клиентский сервис?
- Являетесь ли вы активным участником какого-то профессионального сообщества или планируете создавать сеть контактов в процессе ведения бизнеса?
- Опишите свою идеальную рабочую среду: например, вы предпочитаете работать в торговом зале, в домашнем офисе или в тихом производственном помещении.
- У вас есть опыт в сфере продаж или маркетинга? Вам нравится совершать холодные звонки или вы предпочитаете, чтобы клиенты сами искали и приходили к вам?
- Имеет ли для вас принципиальное значение продукт или услуга франшизы или ее бизнес потенциал все же важнее?
Вызовы
- Что в вашей нынешней и прошлой работах вам нравилось меньше всего?
- Перечислите свои бизнес-слабости — то, чем бы вы не хотели заниматься или что предпочли бы переложить на кого-то другого.
Навыки управления
- У вас есть опыт управления сотрудниками? Вам нравится управлять людьми?
- Каким количеством сотрудников вам комфортно и привычно управлять?
- С каким типом сотрудников вам больше всего нравится работать (топ-менеджеры, разнорабочие, стажеры и т.д.)?
- Как вы относитесь к самостоятельному рекрутингу — поиску и найму сотрудников?
- У вас есть опыт и навыки, необходимые для создания такой рабочей среды, которая позволит вам удерживать сотрудников?
Финансовые вопросы
- Сколько денег вы можете вложить в дело? Это собственные средства или привлеченные (инвесторы, партнеры, банковский кредит)?
- Сможете ли вы обойтись без регулярного дохода на начальном этапе развития бизнеса?
- Каковы ваши финансовые цели? Краткосрочные и долгосрочные.
- Как изменится ваш образ жизни, когда вы достигните этих финансовых целей?
- Как вы относитесь к тому, что собственный бизнес потребует все ваше внимание и вы перестанете работать по найму?
Правила
- Франчайзинг — это игра по чужим правилам. Можете ли вы следовать правилам и выполнять инструкции, которые не вы придумали и разработали?
Вопрос, можете ли вы следовать правилам и выполнять инструкции, которые не вы придумали и разработали, — самый важный. Чаще всего, предприниматели — это те, кто постоянно рискует, кому скучно в рутине и кто не нуждается ни в стабильности, ни в подсказчиках. Они предпочитают вести бизнес по-своему и берут все риски на себя. Франчайзинг — не стартап, а совсем другой вид бизнеса. Это готовая бизнес-система, со своими правилами и законами, специально откалиброванная так, чтобы новый партнер начал приносить прибыль сразу, с первых дней. Это инструмент, готовый к работе. Франчайзи нужно только запустить его и уметь правильно пользоваться, не нарушая ни технологический процесс, ни технику безопасности.
Вы к этому готовы?