Часто франшизу покупают в надежде вместе с ней приобрести успех и гарантию прибыли. Франчайзер продает технологию своего бизнеса, но не опыт и навыки. Это неопытному предпринимателю предстоит наработать самому. Открывать бизнес всегда трудно. Ошибки неизбежны в любом деле, они не должны пугать. Давайте обсудим самые опасные места, подводные камни франчайзинга. Основываясь на экспертной оценке распространенных ошибок, мы выбрали 10 самых коварных заблуждений.
№1. «Франшиза — бизнес на всем готовом»
Не стоит заблуждаться, что вместе с франчайзинговым договором вы получите особый секрет успеха. Самая простая аналогия — бабушкины пироги. Семейный рецепт передается из поколения в поколение, но и у вас, и у мамы пироги никогда не получаются именно так, как у бабушки. Хороший франчайзер расписывает все этапы и технологии процесса. Строго следуя им, можно избежать многих проблем. Но это не стоит делать бездумно, не оценивая реально ситуацию в своем регионе и городе. Убедитесь изначально, что вы выбрали нужный бизнес. Что товар (или услуга) пользуются успехом, хорошо окупаются, узнаваемы и не встречают противоречий. Не станете же вы продавать свиные котлеты мусульманам?
Не бойтесь обкатывать механизмы, задавать вопросы и корректировать технологию. Хороший франчайзер пойдет вам на встречу, он также заинтересован в вашем успехе, как в своем. Внимательно следите за потребительскими настроениями, честно оценивайте свои реальные возможности.
№2. «Франшиза не бывает неуспешной»
Действительно, по мировой статистике и самым последним данным, открывать бизнес по франшизе выгоднее, чем начинать его с нуля. Российские наблюдатели указывают, что сегодня именно франчайзи лучше работают с нулевой прибыльностью, даже при небольшом минусе, в отличие от создателей своего бренда. Успех самой франшизы позволяет избежать многих проблем.
Однако региональные особенности и быстро меняющийся рынок вносят свои коррективы. Не ждите, что вам удастся легко повторить чужой успех. Нет таких формул, которые гарантировали бы вам прибыль. Только труд, только внимательный анализ и риск приносят дивиденды.
№3. «Чем дешевле франшиза, тем проще»
Не гонитесь за дешевизной и пустыми обещаниями. Фразы «франшиза без комиссий» красиво выглядит только на бумаге. Да, существуют франшизы без паушального взноса или франшизы без роялти, но бесплатных франшиз не существует.
Франчайзер, в первую очередь, бизнесмен. Никто не работает себе в убыток, помните об этом. Не покупайтесь на сладкие уговоры, свой бюджет и возможности лучше воспринимать реалистично. Франчайзинг — гибкая система, но не манна небесная. Обязательно внимательно читайте отзывы других франчайзи, уже работающих по данной франшизе.
№4. «Франшиза быстро окупается»
Какой новичок не верит, что франшиза дает быстрый доход? Помните, что на самом деле ведение дела по франчайзинговой схеме ничем не отличается от другого предпринимательства. Вам предстоит самим учесть все сложности рентабельности, пережить этап раскрутки, становления и добраться до первой чистой прибыли. Франчайзер должен вам указать примерный срок окупаемости, по подсчетам специалистов, среднее время окупаемости — 1,5–2 года. Не забывайте прицениться к нему с позиций своего региона.
№5. «Договор франшизы — простая формальность»
Вы не представляете, как часто люди экономят на консультациях профессионального юриста. Предпочитая подписывать документ самостоятельно, считая его типовым. В франчайзинговом договоре не бывает ничего просто и однотипно. Помните, что этот документ полностью регулирует ваши отношения с франчайзером. Если уж говорить, какие подводные камни существуют, то большую часть их них таят договоры. Читайте сами, показывайте юристам, консультируйтесь, проверяйте отзывы.
№6. «Я купил франшизу, бизнес теперь мой»
Франчайзинг — партнерство, но в лучшем случае это соотношение «старший партнер» к «младшему». Франчайзер собственник марки, вы владеете лишь заведением. Вы можете вносить изменения только согласно подписанному вами контракту. Вы купили схему, помогаете себе чужой маркой, но обязаны играть по чужим правилам.
№7. «Франшиза спасает от конкуренции»
Это заблуждение, опасное заблуждение. Прежде чем подписать договор, лучше внимательно оценить ситуацию на местном рынке. Кроме этого, проследите, чтобы в договоре было территориально отмечено ваше положение в городе (регионе). Зачастую очень трудно соревноваться с собственным франчайзером, возможности которого всегда будет превосходить ваши.
№8. «Популярная франшиза лучше других»
Часто, выбирая себе франшизу, люди равняются на громкое имя и большое количество франчайзи. Чем больше точек в стране, тем успешнее им кажется бизнес. Это хорошо только на бумаге, а в действительности разный бизнес по разному заходит в разные области нашей страны. Популярность — хорошо, но не передается автоматически. Нужный вам бизнес будет тем, что имеет спрос именно у вас, а не где-то.
№9. «Опыт чужих франчайзи мне не нужен»
Как ни грустно, но франчайзи редко общаются между собой. Однако именно участники одной сети могут быть полезны друг другу, предвосхищая возможные ошибки и заблуждения. Мы неоднократно писали о пользе существующих отзывов. Жаль, что об этом вспоминают поздно.
№10. «Моя франшиза — я все сделаю сам»
Сколько бы ни повторяли: «Не экономьте на профессионалах», столько раз от этого отмахиваются. Квалифицированные специалисты нужны вам не для статуса или позы. Любой бизнес — трудоемкий и важным процесс, успех которого составляют профессионалы. Советуйтесь с юристами, маркетологами. Не отмахивайтесь от консультационной поддержки франчайзера. С их помощью вы избежите не только больших ошибок, но и реальных затруднений.
Франчайзинг — такой же бизнес, как любой другой. Не ждите, что все будет гладко. Главное, что вы не одни. Вы не первые проходите этот путь. Доверяйте профессионалам, говорите с коллегами, спрашивайте и ничего не бойтесь.
Каталог франшиз портала TopFranchise.ru