Франшиза «Фармия»: интервью с участником рейтинга лучших франшиз России Topfranchise.ru


2021 год подходит к концу, а тренд на медицинские франшизы, который задал ковидный 2020-ый, только усиливается. Если в начале года больше всего внимания инвесторов и предпринимателей получили франшизы медицинских лабораторий, услуги которых стали пользоваться бешеным спросом, то сейчас во франчайзинг пришли новые игроки из других направлений бизнеса, связанного со здоровьем. В частности, аптеки. Франшиз аптек пока немного, но среди них уже есть лучшие.

В июле во Всероссийский рейтинг лучших франшиз России Topfranchise.ru вошла франшиза сети аптек «Фармия» из Воронежа — и набрала сразу 4,277 балла из 5 возможных. Франшиза сразу заняла первое место в топе лучших франшиз в ретейле и в рейтинге перспективных новичков на рынке франчайзинга.

Мы поговорили с генеральным директором «Фармии» Романом Кубаневым о результатах рейтинга, о том, как развивается фармацевтический рынок, и почему предприниматели сегодня все чаще инвестируют деньги во франшизы.


А.А. Как вы оцениваете результаты рейтинга Topfranchise.ru для своей франшизы?

Р.К.: Однозначно могу сказать: если сравнивать с конкурентами, то по набору конкретных факторов мы точно лучшая аптечная франшиза в СНГ. По тому, что мы даем, по эффективности наших франчайзи, по другим объективным показателям. У нас лучше других аптечных сетей идут темпы роста, like for like, средний чек. У нас очень лояльные клиенты. По их отзывам, у нас самая дешевая аптека, с самым лучшим сервисом, с самым лучшим ассортиментом.

Если сравнивать с ближайшими конкурентами, к нам подключается большее количество аптек. Закрытия — на уровне погрешности. Если у других на каждые 10 открытых аптек четыре закрываются, то на каждые наши 20 открытых аптек только одна может быть закрыта, — и то, скорее всего, она переносится собственником в более ликвидное место.


Мы единственная франчайзинговая аптечная сеть, у которой есть своя собственная IT-инфраструктура, есть свой маркетинг. Мы даем полноценную бизнес-модель, с процессами, с менеджментом.

Сейчас у нас в сети работает 171 аптека, и еще 40 — на стадии открытия. Больше двадцати лет мы строили собственную сеть аптек в Воронеже. А как франшиза развиваемся всего два года. И в этом направлении больше похожи на стартап: строим что-то новое, создаем много процессов, много изобретаем.


А.А.: Ваши франчайзи очень высоко оценили «Фармию» во время опроса: средняя оценка — 5 баллов. Отлично оценили помощь компании на старте и в работе. Но оценки того, насколько оправдались ожидания по окупаемости и прибыльности, немного ниже. Как вы это объясните?

Результаты опроса франчайзи «Фармия»

Критерий Средняя оценка
Общая оценка франшизы по пятибалльной шкале 5,000
Как головная компания помогала на старте 5,000
Как головная компания помогает в текущей работе 5,000
Оправдались ли ожидания по срокам окупаемости 4,750
Оправдались ли ожидания по прибыли в месяц 4,750

Очень просто. Это не потому, что мы стали как-то хуже работать. На самом деле с каждым годом мы работаем чуть более эффективно. Но есть три фактора, и они справедливы ко всему рынку.

Первый фактор — общая экономическая ситуация в стране. Очевидно, что сейчас у нас экономика находится в ситуации падения. Люди, которые создавали капитал несколько лет назад, на подъеме рынка, привыкли к хорошей доходности — 20-30-40% годовых. А сейчас доходы населения не растут и окупаемость замедлилась. 14-15% годовых — норма для текущего периода. Возможно, в следующем году или через год общая экономическая ситуация пойдет вверх, и мы получим чуть больше дивидендов с наших инвестиций, ничего не делая.

Фактор номер два: у нас в фарме очень сильно выросла конкуренция. Мало того что крупные сети стали крупнее, так еще и аптечным ассортиментом начал заниматься «Сбербанк», «Яндекс», «Озон», «Вайлдберриз». Они не забрали большой поток клиентов — большинству по-прежнему нужна консультация фармацевтов. Но рынок не растет из-за экономической ситуации, поэтому любой новый игрок забирает часть прибыли.

Последняя причина: неоправданные обещания, которые дает рынок. Но в реальность невозможно открыть аптеку за 150 000 рублей. Как невозможно окупить аптеку за три месяца.


У нас обычный бизнес. Не самые рисковые инвестиции, но доход стабильный, выручка год к году растет. И чем дольше работает аптека, тем выше прибыль.

Если инвестиции окупятся через два года, — это клево, если окупятся за три-четыре года — это вполне нормально.


А.А. Как выстраиваете отношения с партнерами и как работаете с негативом?

90% людей, которые к нам приходят, — это люди, у которых есть одна-две-пять-десять аптек, и они не знают, что с этим делать. Из года в год они начинают падать по выручке, падать по прибыльности. А попав к нам, аптека с выручкой 2 млн рублей вырастает, в среднем по больнице, на 30%.

Возможно, мы не самая большая сеть, не самая доходная, но мы сеть, которая формирует свою предпринимательскую культуру на фармрынке. Мы с партнерами — группа предпринимателей, которая создает немного другой бизнес, чем «взрослые» сети. Относительно рынка мы еще маленькая компания. И постоянно чему-то учимся, проводим обучение, митапы. Скоро у нас будет корпоративный университет, где мы будем проводить мини-MBA с собственниками.

Все это создает некий драйв внутри компании. И из-за этого людям с нами комфортно. Для меня показательно то, что один из франчайзи, который когда-то подключился к нам с несколькими аптеками, сейчас занимает топовую позицию в управляющей компании. Он поверил в нас тогда и верит сейчас.


А.А.: Какие перспективы у «Фармии» и фарм-рынка в целом?

Мы неплохо сейчас развиваемся и растем. У нас есть мечта — вырасти до 700 аптек за ближайшие полтора-два года. И пока нет предпосылок, почему мы не исполним это. Сейчас на рынке находится около 30 тысяч неструктурированной фарм-розницы — аптек, которые не входят ни в какие большие сети. Это наши потенциальные партнеры. У нас уже есть лист ожидания по подключениям.

А вот рынок фармы не растет. Первое полугодие 2021 года с точки зрения объема продаж точно такое же, как первое полугодие прошлого года. Цены на все выросли, и чтобы соответствовать уровню инфляции, наш рынок тоже должен был вырасти процентов на пять-десять. А он не вырос. Денег на рынке больше не стало. Так что новые аптеки уже не могут заработать на росте рынка. Это не плохо и не хорошо. А новая стратегия, к которой мы готовы.

Раньше было достаточно просто найти хорошую локацию, где нет аптеки. Сейчас таких локаций практически не осталось, и франчайзи надо открываться там, где есть конкуренты, и придумывать, как переманить их клиентов. Каждый наш партнер, который вырос по выручке на 30%, сделал это не потому, что спрос на лекарства вырос, а потому что на рынке много слабых игроков. Вопрос в том, кто заберет их долю рынка.

Нашим франчайзи не нужно самим создавать офис или технологии, искать категорийщика, специалиста по ценообразованию, маркетолога или программистов.


Партнеры фокусируются только на одном — на клиенте. На общении с ним, выстраивании отношений и интеграции в нашу программу лояльности. Остальное делаем мы.

В частности, создаем единую технологию, которая формирует точечно ассортимент, инвестиции в ассортимент, правильное ценообразование, систему обучения, систему мотивации, автозаказ, программу лояльности, направленную на конечного покупателя, локально подобранные акции и многое другое. 99% предпринимателей, у которых есть одна-две аптеки, такую систему себе сделать не смогут.


А.А.: Какие перспективы вы видите для франчайзингового рынка России?

У франчайзингового рынка перспектив, на мой взгляд, больше, чем у фарм-рынка. Сейчас все инвестиции имеют достаточно высокий уровень риска и консолидируются в больших компаниях.

Если какое-то время назад собственник хотел открыть аптеку, кафе или что-то еще, то он открывал свой бизнес. Это было просто. Не нужно было заморачиваться относительно маркетинга, не надо было вести соцсети, автоматизировать процессы — тогда на рынке было место. Сейчас, открывая любой бизнес, ты видишь, какая большая разница между сетевыми компаниями и частными: внешний вид, стандарты, технологии. Создать с нуля такое — колоссальная работа. Все больше бизнесменов ради сохранения ликвидности капитала сокращают этот путь: инвестируют в акции или вкладываются во франчайзинг.


А во франчайзинге будут побеждать компании, которые могут не просто делать продукт, а создавать сообщество, частью которого предприниматели захотят быть.

И очень большой рост будет там, где еще мало франшиз или мало хороших франшиз. Как, например, в фарме.


Узнать подробнее о франшизе «Фармия»

Популярные статьи