Дмитрий Гриц, адвокат, кандидат юридических наук, доцент факультета права НИУ ВШЭ, тренер и спикер в Сколково, Fashion Factory School, Novikov School, Персона Лаборатория стиля, Мегапрорыв, Университете Иннополис, Gastreet – International Restaurant Show, управляющий партнёр юридической фирмы «Гриц и партнеры» о юридических инструментах для ресторанного бизнеса, о договорах на всю жизнь и об управляемых издержках.
Самое первое, это аренда. Как приостановить договор аренды, перестать по нему платить штрафы, расторгнуть его, уменьшить стоимость арендной платы на время, пока не работает заведение или работает не в полную мощность?!
Второе, это сотрудники. Как увольнять «безопасно», как переводить на дистанционку?!
Третий вопрос, фактическая работа ресторана. Какие есть лайфхаки и лазейки, чтобы работать навынос, работать, как пекарня и продавать другие продукты?!
Чуть позже было много вопросов о том, как организовать карантинные меры: про расстояние, разметку, защитные пластиковые щиты, рассадку в ресторане.
И многим помогли? Были ли законченные кейсы?
По итогам периода мы изменили условия в более чем в ста договорах аренды. Абсолютное большинство удалось уладить вне суда. Суды тоже были закрыты. Доводить дело до судебного разбирательства было неэффективно.
Мы очень много провели переговоров, медиаций (технология альтернативного урегулирования споров), писали досудебные претензии. В моменте, когда ты каждый день платишь за аренду, особенно, когда это большие площади, нужно действовать быстро и решительно. На многих проектах удалось снизить, а на некоторых отменить полностью арендную платы, оставим только коммунальные услуги и услуги охрану.
Не все проекты «большие и богатые». Кто-то не мог нанять профессионального юриста, чтобы отстоять свои интересы.
В период пандемии мы организовали бесплатную первую юридическую помощь. Я с коллегами подготовил алгоритмы: как пользоваться кредитными каникулами, как быть с персоналом, как пытаться снизить аренду. Мы вещали в онлайн формате на своих площадка и на сторонних образовательных ресурсах, где общаются рестораторы. Например, в аккаунте ресторанного шоу Gastreet. В этот затянувшийся период неопределенности мы использовали все возможности, чтобы успокоить и поддержать владельцев бизнеса. Наши эксперты в прямых эфирах объясняли, какие шаги сейчас нужно делать.
Круто, что в этом году, мы встретимся на Gastreet не онлайн, а офлайн. Это качественное масштабное мероприятие, на котором происходят очень важные и нужные для отрасли вещи! Думаю, что многие «выжившие» рестораторы будут там и смогут рассказать об очень крутых кейсах, в качестве спикеров.
Люди часто не задумывались о качестве своих договоров. Например, насколько можно в одностороннем порядке со стороны ресторана расторгнуть договор, будь то договор аренды или договор закупок. Такое ощущение, что они заключали договор на всю жизнь, предполагая, что дружба и любовь между сторонами будут длиться вечно. А я всегда говорю, что хороший договор - это запасной парашют. У кого парашюты не открылись, получили травмы или даже не выжили.
На будущее я рекомендую предусматривать управляемость издержек. В том смысле, что ты можешь издержки приостановить или значительно уменьшить.
Тоже самое с оформлением сотрудников. Если сотрудники оформлены правильным образом, то ты имеешь инструменты, предусмотренные трудовым кодексом и законами. Например, приостановить их деятельность, уйти в вынужденный простой, уменьшить зарплату. Все это про управляемость издержек.
В доходных договорах зеркальная ситуация. У ресторана, который занимается поставками на мероприятия или кейтерингом, должны быть рычаги для получения покрытия расходов, которые он уже понёс.
Юридическая аккуратность - это то, во что пандемия и локдаун ткнули предпринимателей. Нельзя относится составлять договоры «спустя рукава». Юридические аспекты очень важны, с их помощью можете здраво экономить и стабильно зарабатывать.
Что там за истории с договорами франчайзинга?
Во время пандемии франчайзи должны были получить поддержку от государства в Москве. И вот тут-то выяснилось, что на самом деле то, что рестораторы и другие предприниматели называли франшизой юридически ей не являлось. Заключали всё, что угодно: лицензионный договор, договор оказания услуг, договор поставки. А надо было -договор коммерческой концессии. Он возможен только в случае зарегистрированного товарного знака, а сам этот договор регистрируется в Роспатенте. Те, кто хотя бы один пункт не выполнили - остались без субсидий и поддержки государства. В России так принято: сначала делать что-то на коленке, а потом грустить, что ты ни на что не имеешь права. Такая вот экономия, блокирующая доход.
Ещё с франшизой были споры между франчайзи и правообладателем о том, что первые в условиях кризиса не могут платить роялти. При этом в подписанных договорах коммерческой концессии был настолько бестолково прописан форс-мажор, что когда решили не платить или взыскивать деньги: ни та, ни другая сторона не имели ясности в том, как юридически поступить, чтобы выиграть. А дело всё в бестолковых формулировках.
Реально ли повторение такой ситуации?
Я не футуролог, не готов предсказывать будущее. Одно могу сказать, нужно готовиться к тому, что никто не будет помогать и нужно рассчитывать только на себя. На свои силы, знания и, возможно, предпринимательские объединения. А еще неплохо иметь за спиной «запасной юридический парашют».
Автор статьи Юлиана Шунина