Наши мудрые предки говорили: «Еще ни одно животное на Земле не наступило себе на хвост». Размышляя, как открыть бизнес, мы пытаемся предусмотреть все и подстелить ранее «соломки». Франчайзинг — метод, в котором человеческие отношения имеют особые значения. Ведь это организация вашего бизнеса под маркой известного бренда, по чужому лекалу и правилам. Мы выбираем не просто франшизу, мы выбираем будущего партнера. Внимательное изучение красочных презентаций и договора, личные встречи, очные консультации — приходят на ум сразу. Сегодня мы разберемся для чего, перед подписанием документов, стоит придирчиво изучить отзывы других франчайзи.
Разумно начать с запроса «где искать отзывы на франшизу». Грамотный франчайзер размещает отзывы (разрешает разместить) на своем сайте. В этой открытости залог успеха. Согласитесь, подкупает? Отзывы на сайте франшизы можно найти не всегда, сейчас хорошим тоном бывают открытые каналы франчайзи бренда. Где можно найти не только отдельный художественный жанр — отзыв, но и прочесть истории реальных затруднений и успеха, задать вопросы, получить ответы.
Отзывы оставляют и франчайзеры, и франчайзи в каталоге франшиз, на профессиональных форумах. Эти места специально созданы как ретроспективная площадка, где можно найти любую открытую информацию на франшизу. Важно помнить, что отзывы пишут обе стороны процесса. Это позволяет выбрать и проанализировать информацию. Там, где франчайзер волен приукрасить свои успехи, франчайзи способен сгустить краски. Помним правило про хвост — отзывы пишут живые люди, которым не чуждо ничего человеческое. В том числе гнев, страх или опасения.
Мы предположили, что отзывы пишут люди. Люди модерируют порталы и форумы. Отсюда можно предположить, что реальные отзывы не панацея, а лишь источник для анализа фактов. Не каждый успешный франчайзер еще и профессиональный писатель. Искать следует факты, а не красочные описания.
Факты выгодно искать по обе стороны процесса. Вам нужны:
Хороший отзыв концентрирует информацию не только о личном успехе (все зависит не только от самой франшизы, но и человека), а также повествование о трудностях, сложностях, неожиданных коррективах в процессе.
Если мы ищем информацию о подводных камнях и спрятанных в рукаве козырях, то нас будет интересовать не только позитивный и негативный опыт, но и противоречивый. Помните, франшизу покупают люди. Если под ленивый камень вода не течет, то и самая блестящая бизнес-идея может не выстрелить в руках чрезмерно осторожного или скаредного человека.
Иногда у негативного опыта есть основание, а иногда — это эмоции, связанные со сверх ожиданиями от покупки. Если человек пишет «мне потребовалось в два раза больше денег для старта», следует обнаружить причины для этого: обман франчайзера или человек плохо выстроил свой бюджет.
Еще одна повторяющаяся особенность. Иногда сама суть франшизы обозначается, как ее недостаток. Например, постоянный контроль со стороны франчайзера. Его предусматривает договор франшизы, также как определенные требования к процессу, качеству, условиям обслуживания или производства.
Бизнес-идея франшизы — такой же товар, как и любой другой. Потому, приобретая ее, мы выслушаем продавца, покупателя и специалиста. В отзыве первого мы найдем то, что сравним с двумя другими мнениями. Потому самым реальным и правдивым отзывом на франшизу будет ваш собственный анализ информации, полученный из существующих в сети отзывов.
Опирайтесь на проверенные каталоги, от открытую публикацию имени, оставившего отзыв. Опыт подсказывает, что анонимность редко ориентируется на правдивость, искренность и точность. Люди сомневаются, сердятся, злятся, мстят, но факты верны себе.
Мы ищем факты, а значит нам потребуется некий метод, способ консолидировать ее для обработки. Мы нашли проверенные источники, выбрали развернутые отзывы с указанными адресатами. Убедились, что у нас есть возможность задать дополнительный вопрос, чтобы разобраться. Теперь удобнее всего составить сводную таблицу, куда перенести цитаты из отзывов.
Например, мы пытаемся оценить, как осуществляется обучение персонала в выбранной нами франшизе. Мы вносим в таблицу то, что:
Собранная таким образом информация подскажет не только, что известно о процессе обучения в этой франшизе, но и верно ли сам франчайзер транслирует свои обещания.
Франшиза — бизнес, ничего личного. Акцентируемся на фактах: наличии или отсутствии чего-то, описании процесса, а не эмоций участника процесса. Если человек пишет «замучили все время проверять, присылать свои инструкции и проверяющих!», мы читаем «проводятся проверки, проводятся регулярно и часто, составляются инструкции». Остается выяснить: как часто проводятся проверки и конструктивны ли представленные документы, выполнимы ли.
На что обращать внимание
Каждый выбирает для себя, но если вы выбираете франшизу под ключ, разумно выяснить:
Не стоит искать развернутые рецепты работать ли нет с данной франшизой. Не стоит думать, что информация, размещенная в сети, будет стопроцентно верно, без оценочной, убедительной и верной. Отзывы пишут реальные люди, живые и очень разные. Мудрый человек найдет способы правильно прочитать чужое мнение, сравнить его с другим и сделать свои выводы. Точно сказать можно только одно: отзывы содержат больше нужной нам информации, чем любые рекламные брошюры.