Покупка франшизы стала одним из самых комфортных и безопасных способов открыть свое дело для начинающего бизнесмена. Сегодня, когда на российском франчайзинговом рынке по примерным подсчетам специалистов предлагается свыше 3000 малых и больших франшиз, выбор качественной – одна из первоочередных задач будущего франчайзи. Необходима серьезная проверка представленной документации, истории франшизы и репутации самого франчайзера.
Оглавление:
Как и при покупке любого товара, проверка франшизы начинается с грамотных вопросов, заданных будущему партнеру. В ходе переговоров необходимо запросить открытую презентацию компании, данные о товарной марке, лицензии, проект договора. Серьезный франчайзер сразу предоставляет подобные вещи, без них дальнейший разговор теряет смысл.
Кроме этого нужно посмотреть бизнес-план и финансовую модель работы франчайзинговой точки. Лучше, если представленный вариант будет сразу адаптирован под нужды конкретного региона. Цифры, подготовленные для большого города, непригодны для развития бизнеса в небольшом поселении.
Дополнительно стоит запросить и проверить:
Важно! На сайте Роспатента — Федеральной службы по интеллектуальной собственности — в реестре выданных свидетельств можно также проверить, зарегистрирован ли у франшизы официальный товарный знак. Этот факт — еще один плюс в пользу выбранной сети.
Серьезный франчайзер часть нужной вам информации выкладывает в открытом доступе: на своем сайте, в каталогах франшиз, в презентации. Кроме этого, можно самостоятельно проверить данные об организации в ЕГРЮЛ. Данные находятся в открытом доступе — найти компанию можно по ИНН. Обратите внимание на дату регистрации товарного знака, самой фирмы, на виды деятельности.
Еще один важный шаг: получить контакты и отзывы купивших франшизу. Это нужно сделать, чтобы связаться с ними и задать вопросы о франшизе напрямую тому, кто уже имеет опыт открытия франшизы и может честно оценить, насколько обещания соответствуют реальности. Постарайтесь посетить открытые точки и среди прочих задайте следующие вопросы:
Лучше выбирать франчайзи с опытом запуска точки в схожих условиях: в первую очередь, в городе с такой же численностью населения и на таком же расстоянии от штаб-квартиры франшизы.
Пять тревожных звоночков, которые могут быть признаками того, что с франшизой будут проблемы:
1. Молодость франшизы
Компании несколько месяцев. Или своих точек всего одна-две. Или франчайзинговых точек только одна, потому что хотя фирма с историей, но масштабироваться по франшизе только начала. Это не значит, что неопытная франшиза будет неуспешна, но риск такого исхода велик. Все-таки франчайзинговая модель не для стартапов, а для опытных игроков.
2. Негативный бэкграунд
Скандалы, суды, закрытия, банкротства, споры с франчайзи — сегодня ничего нельзя скрыть, интернет хранит все. Поэтому стоит проверить, что о франшизе пишут. Франшиза с большим количеством негативного информационного шума — тревожный звонок, к которому стоит прислушаться.
3. Недорогие франшизы
Особенно если это недорогие франшизы международных компаний, еще не представленных в России. Возможно, это мошенники, которые не являются официальными мастер-франчайзи бренда. Проверить можно, отправив запрос в головной офис корпорации.
4. Неадекватный паушальный взнос
Сомнительно низкая или завышено высокая стоимость паушального взноса — это повод задуматься. Небольшой сравнительный анализ предложений схожих франшиз поможет разобраться. Отзывы франчайзи и информация в интернете тоже прояснят картину.
5. Скрытность франчайзера
Если франчайзер увиливает от ответов, не предоставляет нужной информации, не дает контакты франчайзи, да и вообще не идет на контакт, а только кормит обещаниями — это тоже повод задуматься о качестве франшизы. Те, кто настроен на серьезное и долгосрочное развитие, открыты и заботятся о своей репутации.
Важно! Признаки качественной франшизы: детальный франчайзинговый пакет, существует специальный отдел по работе с франчайзи, разработаны не только финансовый, но и маркетинговый план работы, цена франшизы адаптируется под разные форматы, можно найти в каталогах франшиз.
Еще один важный показатель здоровья франшизы — география ее сети. Нужно понимать, где, в каких городах, с какой численностью работают франчайзинговые точки. Если в регионе уже много других франчайзи выбранной сети, уровень конкуренции может быть высоким. Если в регионе еще нет представительств франшизы, то, возможно, здесь нет нужного спроса. Все равно придется провести анализ, чтобы понять, стоит ли открывать точку именно здесь.
Существует ли рейтинг популярных франшиз?
Безусловно, в сети будут доступны профессиональные рейтинги франшиз с открытой методологией, с оценкой по юридической чистоте, качеству поддержки, сферам и перспективам. В каталоге Topfranchise.ru представлены топ франшиз, сформированные по уровню инвестиций, прибыльности, сроку окупаемости и многим другим параметрам.
Где можно почитать отзывы о франшизах?
Реальные отзывы франчайзи, довольных и недовольных, можно найти на профессиональных платформах, в том числе на нашем сайте Topfranchise.ru. Владельцы франшиз сами заинтересованы в публикациях отзывов в сети. Рассматривайте отзывы сразу по нескольким франшизам: например, франшиза «СДЭК», франшиза «1С Бухобслуживание», франшиза аптек или франшиза парикмахерских. Часть отзывов можно найти на инстаграм-страницах франшиз.
Как защитить себя от недобросовестных франчайзеров?
Внимательно изучайте франшизу до заключения договора. Помните, она должна быть официально зарегистрирована, иметь хотя бы нескольких франчайзи, а сама компания должна заниматься заявленной деятельностью, а не только продавать франшизы. Ищите лояльного к франчайзи партнера, гибкого и мотивирующего, развивающегося и востребованного сегодня.