Как проверить франшизу перед покупкой и не потерять деньги: подробный гайд для начинающих

Покупка франшизы стала одним из самых комфортных и безопасных способов открыть свое дело для начинающего бизнесмена. Сегодня, когда на российском франчайзинговом рынке по примерным подсчетам специалистов предлагается свыше 3000 малых и больших франшиз, выбор качественной – одна из первоочередных задач будущего франчайзи. Необходима серьезная проверка представленной документации, истории франшизы и репутации самого франчайзера.


Оглавление:


Какие вопросы нужно задать франчайзеру

Как и при покупке любого товара, проверка франшизы начинается с грамотных вопросов, заданных будущему партнеру. В ходе переговоров необходимо запросить открытую презентацию компании, данные о товарной марке, лицензии, проект договора. Серьезный франчайзер сразу предоставляет подобные вещи, без них дальнейший разговор теряет смысл.

Кроме этого нужно посмотреть бизнес-план и финансовую модель работы франчайзинговой точки. Лучше, если представленный вариант будет сразу адаптирован под нужды конкретного региона. Цифры, подготовленные для большого города, непригодны для развития бизнеса в небольшом поселении.

Дополнительно стоит запросить и проверить:

Важно! На сайте Роспатента — Федеральной службы по интеллектуальной собственности — в реестре выданных свидетельств можно также проверить, зарегистрирован ли у франшизы официальный товарный знак. Этот факт — еще один плюс в пользу выбранной сети.

Серьезный франчайзер часть нужной вам информации выкладывает в открытом доступе: на своем сайте, в каталогах франшиз, в презентации. Кроме этого, можно самостоятельно проверить данные об организации в ЕГРЮЛ. Данные находятся в открытом доступе — найти компанию можно по ИНН. Обратите внимание на дату регистрации товарного знака, самой фирмы, на виды деятельности.


Зачем общаться с другими франчайзи

Еще один важный шаг: получить контакты и отзывы купивших франшизу. Это нужно сделать, чтобы связаться с ними и задать вопросы о франшизе напрямую тому, кто уже имеет опыт открытия франшизы и может честно оценить, насколько обещания соответствуют реальности. Постарайтесь посетить открытые точки и среди прочих задайте следующие вопросы:

Лучше выбирать франчайзи с опытом запуска точки в схожих условиях: в первую очередь, в городе с такой же численностью населения и на таком же расстоянии от штаб-квартиры франшизы.


5 признаков проблемной франшизы

Пять тревожных звоночков, которые могут быть признаками того, что с франшизой будут проблемы:

1. Молодость франшизы
Компании несколько месяцев. Или своих точек всего одна-две. Или франчайзинговых точек только одна, потому что хотя фирма с историей, но масштабироваться по франшизе только начала. Это не значит, что неопытная франшиза будет неуспешна, но риск такого исхода велик. Все-таки франчайзинговая модель не для стартапов, а для опытных игроков.

2. Негативный бэкграунд
Скандалы, суды, закрытия, банкротства, споры с франчайзи — сегодня ничего нельзя скрыть, интернет хранит все. Поэтому стоит проверить, что о франшизе пишут. Франшиза с большим количеством негативного информационного шума — тревожный звонок, к которому стоит прислушаться.

3. Недорогие франшизы
Особенно если это недорогие франшизы международных компаний, еще не представленных в России. Возможно, это мошенники, которые не являются официальными мастер-франчайзи бренда. Проверить можно, отправив запрос в головной офис корпорации.

4. Неадекватный паушальный взнос
Сомнительно низкая или завышено высокая стоимость паушального взноса — это повод задуматься. Небольшой сравнительный анализ предложений схожих франшиз поможет разобраться. Отзывы франчайзи и информация в интернете тоже прояснят картину.

5. Скрытность франчайзера
Если франчайзер увиливает от ответов, не предоставляет нужной информации, не дает контакты франчайзи, да и вообще не идет на контакт, а только кормит обещаниями — это тоже повод задуматься о качестве франшизы. Те, кто настроен на серьезное и долгосрочное развитие, открыты и заботятся о своей репутации.

Важно! Признаки качественной франшизы: детальный франчайзинговый пакет, существует специальный отдел по работе с франчайзи, разработаны не только финансовый, но и маркетинговый план работы, цена франшизы адаптируется под разные форматы, можно найти в каталогах франшиз.


Как оценить географию франчайзинговой сети

Еще один важный показатель здоровья франшизы — география ее сети. Нужно понимать, где, в каких городах, с какой численностью работают франчайзинговые точки. Если в регионе уже много других франчайзи выбранной сети, уровень конкуренции может быть высоким. Если в регионе еще нет представительств франшизы, то, возможно, здесь нет нужного спроса. Все равно придется провести анализ, чтобы понять, стоит ли открывать точку именно здесь.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Существует ли рейтинг популярных франшиз?

Безусловно, в сети будут доступны профессиональные рейтинги франшиз с открытой методологией, с оценкой по юридической чистоте, качеству поддержки, сферам и перспективам. В каталоге Topfranchise.ru представлены топ франшиз, сформированные по уровню инвестиций, прибыльности, сроку окупаемости и многим другим параметрам.

Где можно почитать отзывы о франшизах?

Реальные отзывы франчайзи, довольных и недовольных, можно найти на профессиональных платформах, в том числе на нашем сайте Topfranchise.ru. Владельцы франшиз сами заинтересованы в публикациях отзывов в сети. Рассматривайте отзывы сразу по нескольким франшизам: например, франшиза «СДЭК», франшиза «1С Бухобслуживание», франшиза аптек или франшиза парикмахерских. Часть отзывов можно найти на инстаграм-страницах франшиз.

Как защитить себя от недобросовестных франчайзеров?

Внимательно изучайте франшизу до заключения договора. Помните, она должна быть официально зарегистрирована, иметь хотя бы нескольких франчайзи, а сама компания должна заниматься заявленной деятельностью, а не только продавать франшизы. Ищите лояльного к франчайзи партнера, гибкого и мотивирующего, развивающегося и востребованного сегодня.


Популярные статьи