История франчайзинга. С чего всё начиналось

Франчайзинг уходит корнями в далёкое средневековье. Короли Англии наделяли своих приближенных высокопоставленных подчиненных правом лично собирать налоги. Взамен на это право король требовал выполнение своих условий – например, участие в военных действиях.

В девятнадцатом веке начинаются развиваться отношения, которые наиболее совпадают с нынешней моделью франчайзинга. Такое партнерство называлось «Связанными домами». В то время власти выдавали особую лицензию на продажу алкогольных напитков владельцам постоялых дворов. Чтобы платить за лицензию и за сам двор, хозяевам нужно было тратить огромную сумму денег. Про это узнали пивовары и предложили владельцам постоялых домов одалживать нужное количество денег, при условии того, что заемщики реализовывали их продукцию.

В Англии слово «франшиза» дословно означает «права, передаваемые королем». До сих пор в Великобритании существуют франшизы, которые дают право на организацию ярмарок, содержание мостов и так далее.

На коммерческий уровень франчайзинг вышел в середине девятнадцатого века в США. Компания швейных машинок «Зингер» была одной из лидеров своей ниши – качество продукта и налаженное производство привлекали большое количество клиентов. Владельцы компании решили выйти на более высокий уровень рынка продаж. Один из глав корпорации выдвинул предложение, перевернувшее индустрию продаж раз и навсегда – он решил продавать по льготным ценам независимым агентам право на реализацию продукта и использование имени бренда, при условии налаживания производства. Также за каждым франчайзи закреплялось определенное место. Такой двухсторонний договор стал началом франчайзинга в мире.

Далее начались появляться законы о регистрации и использовании товарных знаков. Владельцы товарных знаков теперь имели право обратиться в суд, если кто-то использовал реализованным им товарных знак или логотип.

К пятидесятым годам прошлого века франчайзинг начал обретать современный облик. Во время повышения рождаемости после завершения войны, необходимо было увеличивать производство товаров и оказания услуг. В частности это касалось сектора общественного питания. Это послужило большим толчком для развития франчайзинговых сетей и стабилизации этого вида предпринимательства в мире.

Популярные статьи