Цена ошибки в бизнесе высока, и люди интуитивно ищут пути минимизировать риски до минимума. Начинающему предпринимателю важно найти такую модель бизнеса, которая обеспечит ему стабильный успех. Во всем мире франчайзинг считается идеальным решением для новичков и не только, его характеризуют как наиболее оптимальный и рискованный способ ведения дел. Сегодня мы попробуем разобраться так ли это, и почему франшизу называют наиболее перспективным бизнесом.
Чтобы описать любую франшизу, нам потребуется франчайзер (успешный предприниматель, диверсифицирующий свой бизнес) и франчайзи (предприниматель, решивший развивать свое дело по уже готовой схеме). Между ними существует франчайзинговый договор, в котором оговорены все стороны взаимного партнерства, размеры паушального взноса (плата за участие во франшизе) и роялти (ежемесячные отчисления с прибыли). В России существуют базы франшиз, каталоги и профессиональные порталы, где желающие могут ознакомиться с реальными отзывами на франчайзинг. Как со стороны франчайзера, так и франчайзи.
Конечно, франчайзинг — не единственная модель. Стартапы — не новость для российского рынка, и тоже популярны. Так почему франшиза?
Не будем торопиться. Многие опытные франчайзеры выдвигают серьезные требования к своим франчайзи. Это далеко не снобизм и не случайность. Все дело в том, что франчайзинг ориентирован в первую очередь на людей, которые хотят получить работающую модель. Они заинтересованы:
Франшиза — это командное дело. С одной стороны, франчайзи действует на своей территории, с другой стороны, его действия могут нанести ущерб имиджу франчайзера. Хорошая франшиза гарантирует оптимальную и гибкую систему поддержки и взаимодействия, которая взаимовыгодна для каждой из сторон. Если вы не готовы работать в таких условиях, франчайзинг — не ваша модель. Как именно это работает, можно легко прочесть в отзывах в любом профессиональном каталоге франшиз.
Франчайзинг — не альтруизм, а бизнес. А значит, у него есть своя цена, которая складывается из:
Кроме этого, вы обязательно заложите сумму на маркетинг и рекламу. Даже с поддержкой франчайзера привлечение посетителей на месте потребует определенных вложений. А вот сверх этого…
Главное, что нужно понимать: франчайзинг — это взаимоотношения, которые закрепляются рядом соглашений. Здесь франчайзер передает право работать под своим именем франчайзи. Первый, таким образом, расширяет свой рынок сбыта и получает прибыль, второй развивается по уже отработанной успешной схеме. Обе стороны заинтересованы в успехе друг друга.
Чтобы стать франшизой, товар (услуга) должны обладать определенными признаками:
То есть вместе с франчайзинговым пакетом вы покупаете право на использование известного имени, поддержку, стандарты и отработанную схему бизнеса.
Еще одна важная веха и очень живой процесс: сначала партнеры счастливы, как юные молодожены, идет обучение, передаются технологии, затем в процессе становления накапливаются взаимные претензии. На третий-четвертый год участники процесса начинают делить успех, стороны ищут баланс в интересах. Затем наступает момент, когда франчайзи нужно будет определиться, как именно он будет развивать бизнес: вместе с франчайзером или самостоятельно. На каждом из этапов очень важен диалог, доверие и постоянное внимание друг к другу. Франчайзинг — это очень плотное партнерство.
Мы уже обсудили, что франчайзинг — это бизнес-модель, а значит не существует без риска и проблем. Выделим некоторые:
Все это постепенно решается в режиме реального времени. Решается развитием экономической и правовой базы франчайзинга в России.
Статистика последних лет доказывает, что — да. В стране ищут пути ускорения экономического роста, регионы заинтересованы в создании новых рабочих мест, самозанятости населения, меняется отношение к предпринимательству — как форме социального сотрудничества.
Франчайзинг — умная система, которая позволяет не только развивать малый и средний бизнес, но и интегрировать в него интересы крупного. Он отлично продвигает отечественных производителей, местные товары, услуги.
Франчайзинг развивается за счет кропотливого планирования и стандартизации, а значит, разрабатывает методы защиты бизнеса. В мировой практике отмечено, что если в первые годы разоряются выше 80% стартапов, то среди франчайзи их процент редко достигает 10-14%. Согласитесь, это неплохая причина приглядеться к франшизам.
Мы наметили основные тенденции развития франшизного метода ведения бизнеса. Еще раз обозначим их:
- Социологи указывают на сдвиг в сознании людей, которые все чаще обращаются к идее создания собственного дела;
- Банки и государство заинтересованы в создании условий для развития франшизного бизнеса;
- Франчайзинг все увереннее заполняет собой самые популярные ниши бизнеса: розничную продажу продуктов питания, аренду квартир, бытовые услуги, сферу развлечения и туризм;
- Франчайзинговые компании пользуются большим доверием у покупателей, чем еще неизвестные марки;
- Все больше отечественных компаний вытесняют франчайзинговые зарубежные фирмы на рынке фастфуда;
- В последние годы процветает франчайзинг в сфере услуг в области спорта и здоровья, информационных технологий, бытовых услуг, ремонта и продажи автомобилей;
- Франчайзинг из крупных городов уверенно распространяет в регионы.
Подведем итоги
Привлекательность франчайзинга в самой его сути: берем интересную, перспективную концепцию бизнеса и масштабируем ее силами партнеров. Франшиза — это общий успех. А франчайзинговая система возможна лишь на базе успешного бизнеса. Так успех умножается пропорционально развитию каждого из участников компании.
В этом ему помогают:
За франчайзингом стоит успех не только малого и среднего бизнеса, но и потребителя, получающего лучшие услуги и товары. Сегодня именно франчайзинг служит способом распространения перспективных направлений во всех регионах страны.
Каталог франшиз TopFranchise