Договор франчайзинга в России: правовые особенности

Любой бизнес в каждой стране мира строго регулируется соответствующими документами. Франчайзинг в России обеспечивает определенный договор. Любая устная договоренность, самое радужное, пусть и детальное обсуждение без соответствующего оформления — остается всего лишь разговором.

О законе

В Гражданском Кодексе Российской Федерации существует глава 54 «О коммерческой концессии». Именно о ней мы говорим, когда обсуждаем договор франшизы. Речь идет о специальном разрешении использовать в своем бизнесе исключительные права, которые принадлежат правообладателю. Это важно понимать, потому что франчайзинг в отечественном правовом поле закрепился именно благодаря международному опыту коммерческой концессии, с понятными поправками на российское законодательство и реалии.

О коммерческой концессии

Основой документа является договор, где одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) комплекс совокупных прав. Они позволяют законно заниматься изготовлением (или продажей) определенных товаров, предоставлением прописанных услуг. Важно: франчайзи по договору может работать под брендом франчайзера. За что тот - в ответ получает фиксированную оплату и, по сути, развитие своего бизнеса. Существует такой договор на бумаге, только в письменной форме.

Правообладателем договор называет юридическое лицо, обладающее комплексом прав, переданные в пользование франчайзера. А обязательное условие для заключения договора концессии — зарегистрированная предпринимательская деятельность и подтвержденные документально права.

Особенность коммерческой концессии — она касается прав на использование объектов интеллектуальной собственности (тут и образцы, коммерческие схемы, торговые марки, ноу-хау и так далее) и объектов деловой репутации, коммерческого опыта.
Государственная регистрация договора франчайзинга строго обязательна. Осуществляется она тем же органом, что зарегистрировал правовладельца. Это важно понимать, если мы говорим об иностранной франшизе.

Об особенностях

Помните, что франчайзер должен сопроводить договор коммерческой и технической документацией, обеспечить франчайзи всю необходимую для дела информацию, и все это будет прописано в договоре франчайзинга. У него есть определенная унифицированная форма, а также немалый правовой опыт. На него можно смело опереться. Профильные юристы тщательно изучили его прецеденты.

Никогда не заключайте договор франчайзинга, предварительно не изучив всех его пунктов. Смелее привлекайте юристов, изучайте документы, консультируйтесь с другими франчайзи. Все, что указано и не указано в договоре, будет иметь прямые последствия. Важно осознавать, что сторонами подобного договора могут выступать только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, а не частные лица.

Речь пойдет об объектах интеллектуальной собственности, и потому договор коммерческой концессии регулируется нормами о лицензионном праве. Лучше всего обсуждать его пункты со специалистами, имеющими опыт в данной отрасли.
Еще одна важная деталь: нельзя производить оплату паушального взноса до регистрации договора в Роспатенте. Из-за этого часто случаются судебные конфликты. Помните, что договор без регистрации в Роспатенте ничего не значит.

Также перед подписанием документа необходимо проверить наличие регистрации товарного знака или патента. Это опасно для обеих сторон договора, так как касается самой ее сути.

Обязательно прописывайте и указывайте в документе конкретные границы торговой территории. Если этот пункт пропущен, ничто не защитит вас от появления конкурентов, например, внутри самой сети в вашем регионе. Одна из самых частых правовых проблем, открытие филиала самого франчайзера напротив франшизной точки.

Не менее важны сроки в этом правовом поле. Покупая франшизу под ключ, взаимно определяйте сроки договора коммерческой концессии. Почти аксиома: бессрочные договора увеличивают риск расторжения в одностороннем порядке.

Документ должен закрепить стандарты качества и работу с поставщиками. Франчайзеру это позволяет регулировать процесс, а также диктовать условия. Франчайзи — регулировать степень управления и не допускать диктата. Разумно сразу обсудить возможность взаимного отступления или корректив.

Франшиза — это взаимовыгодный бизнес, который не терпит поспешности. Каждый пункт договора регулирует определенные стороны процесса. Он должен подразумевать погрешности и охватывать весь алгоритм действий. Помните, все, что вы не укажите или просмотрите в договоре — «тонкое» место всего процесса.

Не стоит самонадеянно отказывать от юридического сопровождения. Грамотное, ступенчатое заключение договора франшизы — гарантия комфортной работы и общего успеха.

Опытный предприниматель и вдумчивый новичок внимательно изучит все многостраничные пункты договора. Обязательно проверит, указаны ли в нем объем и характер обучения, формы консультаций и помощи, пределы контроля. Не последним будет предположить особые обстоятельства, влияние внутренней конкуренции, возможности изменений.

Договор хорош именно тем, что настроен и запланирован, как сложный, ступенчатый документ, обеспечивающий вам заранее взаимопонимание и поддержку. На вашей стороне помощь специалистов, открытые отзывы и накопленный опыт предшественников.

Весь каталог франшиз нашего портала


Популярные статьи