Елена Куроптева
заместитель директора департамента
кредитных продуктов и технологий банка «Открытие»
Франчайзинг стремительно развивается, и, безусловно, банк «Открытие» не мог обойти вниманием этот перспективный сегмент. Есть отличие в банковских услугах для предпринимателя, открывающего бизнес по франшизе: кроме базовых продуктов банки разрабатывают и внедряют для них специальные решения, позволяющие получить поддержку на старте. В частности, банк «Открытие» планирует запустить для клиентов, только начинающих бизнес с помощью франшизы, кредитование на открытие и разрабатывает сервис по подбору наиболее интересной для клиента франшизы. При этом для уже работающих компаний-франчайзи банк сегодня предлагает основную линейку продуктов.
Преимущества франшизы для банка
На этапе создания бизнеса компании могут столкнуться со сложностями при получении банковского финансирования. При этом клиенты-франчайзи имеют преимущества по сравнению с другими стартапами: работа с качественной франшизой не только снижает риск неуспеха для самого предпринимателя, но и позволяет получить кредит на открытие такого бизнеса в ряде банков. Поэтому начало предпринимательской деятельности с франшизы и ее правильный выбор расширяет возможности при взаимодействии с банками. И важно выбрать для обслуживания банк, в котором такие программы реализованы.
Опытные франчайзи, расширяющие свой бизнес, активно пользуются базовыми продуктами банка без ограничений. У компании-франчайзера есть масса преимуществ: это, как правило, быстрорастущие компании, имеющие устойчивое финансовое положение и значительный охват рынка товаров и услуг, однако они также нуждаются в своевременной поддержке банка-партнера, особенно в период активного роста.
Быстрое масштабирование может потребовать значительного увеличения оборотного кредитования, и здесь важно учитывать риски резкого роста долговой нагрузки клиента. Масштабирование требует со стороны франчайзера и усиления контроля за франчайзи в части соблюдения условий сотрудничества — со стороны банка может потребоваться предоставление соответствующего набора решений для клиента.
Выбор продуктов и сервисов
Выбор продуктов и сервисов в данном случае будет зависеть, в частности, от критерия, по которому компания принимает решение о продаже франшиз, и от количества франчайзи. Например:
В сотрудничестве с крупными франчайзинговыми сетями подход банка аналогичен подходу к работе с крупнейшими клиентами в целом: индивидуальный принцип обслуживания, разработка специальных продуктовых решений под клиента и их автоматизация, кобрендинговые продукты, комплексное продуктовое предложение.
Независимо от размера компании, в партнерстве с банком клиент, работающий с франшизой, сможет рассчитывать на получение наиболее подходящего инструмента для организации работы или успешного развития бизнеса.