2020 год стал настоящим катализатором перемен на рынке. Многие тенденции и явления, до него только набиравшие силу, стали естественными и повсеместными во всем мире. Изменился и сам подход предпринимателей к бизнес-идеям, к своим задачам и даже неудачам. Нередко бизнес сам находил новые методы выхода из кризиса и преображался сам.
Оглавление
2021-ый принес много изменений. Это год, когда HeadHunter и YouDo создали новую платформу для работы с самозанятыми: на ней теперь можно не только искать себе заказчика или исполнителя, но и проводить платежи. Общая цифровизация стала повсеместной. Так, Tele2 запустил устройство для оплаты парковки в Москве не только без паркомата, но и без смартфона. В онлайн переместились культура, образование, продажи. Государство в три раза усилило меры поддержки малого и среднего бизнеса, а новой международной валютой стали идеи.
Теперь для успеха не так важны большие или минимальные вложения и обширные маркетинговые программы. Новые услуги, товары и производство формируются почти мгновенно. В бизнес ушли даже те, кто годами недоверчиво всматривался в самые проверенные варианты. Люди поняли, что основой для предпринимательства могут стать их собственные навыки, умения и хобби. Упрощенная регистрация для самозанятых, появление правил для удаленной работы штатных сотрудников, перемены и ограничения пандемии, скорость и дерзость новичков, доверие к своим идеям — вот что определяет лицо бизнеса в 2022 году.
Реформы в российском бизнесе начались задолго до карантина и его последствий и многое изменили не только для начинающих, но и для опытных бизнесменов. Отмена ЕНВД, альтернативные налоговые режимы, новый уровень маркировки товаров, изменения в чеках, — все это накладывает отпечаток как на существующий бизнес, так и на будущие бизнес-проекты:
Отдельным трендом стал массовый пересмотр системы льгот и компенсаций для бизнеса.
Последние исследования показывают, что переломным стал даже не сам период локдауна, а то, как под его влиянием изменились одновременно потребительский спрос и сам бизнес.
Все больше компаний внедряют удаленную работу и ориентируются на проекты. Теперь не всегда важно, где именно живет необходимый фирме специалист: команды сотрудничают из разных городов. Это значительно расширило возможности привлечения экспертов и сотрудников.
Обесцениваются офисы и потребность в них. Гибкость решений — главный тренд для новых бизнес-идей 2022 года. Более востребованными становятся пространства, которые можно легко реконфигурировать.
Опыт изоляции привел к еще одной тенденции: появилась гиперлокальность бизнесов. Проекты теперь нацелены не просто на весь город, но даже не на районы, а на микрорайоны. От сервисов доставки теперь ждут скорости в 30 и даже в 15 минут, а значит, филиалы кафе или склады магазина должны располагаться дробно по всему населенному пункту. Соответственно, 2022 год стал пиком развития экспресс-доставки.
Происходит миграция специалистов между отраслями: количество требуемых от специалиста навыков растет, и лидируют профи, имеющие навыки сразу в нескольких сферах. Кроме этого, отрасли смешиваются. Так, в образование пришли бизнесмены, чьи идеи помогают запускать сложные проекты и эффективно упаковывать программы в курсы нового образца.
Бизнес оказался на пороге самой быстрой и серьезной трансформации в истории, рожденной с одной стороны валом технологических изменений, а с другой — переменами в подходе к жизни и покупкам. Люди привыкли к изобилию, скорости и определенному качеству обслуживания. Продажи и реклама уходят не просто в интернет, а в социальные сети, которые с 2022 года намерены продавать напрямую со своих платформ.
Техиндустрия привела к буму цифровых технологий. Facebook, Twitter, LinkedIn и Google отчитались в первом квартале 2021 года о рекордных темпах роста доходов от рекламы (до 68%). YouTube получил рекордные 7 миллиардов долларов дохода от рекламы. В Apple заявили, что достигли рекордно высокого уровня доходов от услуг. 2020 год ускорил переход рекламных бюджетов на цифровые платформы. Те компании, что заранее озаботились разработкой новых инструментов e-commerce, не только окупили свои инвестиции, но и опередили конкурентов на годы.
Не только реклама и продвижение уходят в сеть, теперь социальные сети сами развивают программы поддержки бизнеса на своих платформах. Так, Facebook презентовал «Генератор идей» — пока только англоязычный ресурс, призванный вдохновлять предпринимателей. Шаблоны, советы, рекомендации и консультации — после клика на кнопку «получить идеи» сеть покажет ряд заметок, ориентированных на решение индивидуальных задач.
Уже сейчас ряд платформ, Facebook и Instagram публикуют советы для начинающих бизнесменов и тех, кто еще не запускал свои рекламных программы в социальных сетях. От самых простых (снимайте рекламу в помещениях с естественным освещением) до аналитики реальных брендингов.
Все это привело к тому, что сфера предпринимателей и потребителей смешалась. В бизнес пришли вчерашние покупатели. Они готовы запустить идеи бизнеса, касающиеся тех товаров и услуг, в которых они ощущали дефицит или которые хотели бы изменить.
Умные дома, пылесосы, колонки и сетевые помощники — все это перестало быть атрибутом научной фантастики и прочно входит в обиход. Автоматизация домашних устройств, так называемый smart home, началась еще в 1990-х, но сегодня с развитием продуктов искусственного интеллекта вышла на принципиально новый уровень.
Пандемия продвинула тренд так сильно, что отрасль мгновенно сделала скачок вперед. Небольшой стартап Infogrid осенью 2020 года привлек до 16 миллионов долларов инвестиций, пообещав сделать «умные дома» не только безопасными, но и экологичными. Датчики на основе ИИ анализируют качество воздуха, расход воды и электричества, способны обнаружить бактерии и предупредить об их появлении.
Умный диспенсер для вина Albi Home M, созданный в 2020 году, способен подать вино рекомендуемой для определенного сорта температуры, управляется со смартфона и совместим с голосовыми помощниками. Умный интерком Buzr устанавливается на смартфон, выдает запасные ключи няням, гостям, интегрируется с сервисами доставки и выполняет еще множество полезных функций. Еще один стартап 2020 года — умный навесной замок для велосипедов Igloocompany Smart Padlock.
Ниша разработок с искусственным интеллектом стремительно расширятся, любой идее в этом сегменте бизнеса сейчас найдется место.
Интерес к экологии — тренд последнего десятилетия, но его отдельная тема — переработка домашних отходов. В России эта отрасль еще новинка, к которой относятся весьма настороженно, но эксперты подтверждают, что уровень интереса и, что главное, спроса стремительно растет. Нашим соотечественникам уже мало просто сортировать пластик и отбирать картон, в ближайшие пять лет те компании, что решатся вывести на рынок свои продукты по переработке вторсырья, наверняка и сильно выиграют.
Примером такого продукта может служить стартап 2020 года Lasso с его прототипом бытового прибора для переработки мусора. Прибор устанавливается на дому, он проверяет возможность переработки предметов из разных материалов (он работает со стеклом, металлом и пластиком) и даже сам моет то, что можно пустить в переработку. Продукт презентовали на выставке CES 2021, где его идея была мгновенно оценена как экспертами бизнеса, так и потребителями.
Симбиоз технологий и пищевой отрасли — еще одна новая сфера и определенный тренд 2022 года. Часто за ним видят только онлайн-сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов или изготовление полуфабрикатов для ужинов. Между тем этот бизнес объединяет под своим крылом фактически всю цепочку от фермерских хозяйств и пищевых производств до упаковки, хранения, приготовления и утилизации еды. Эволюция доставки, конструкторы ужинов, сервисы рекомендаций и готовых рецептов, вертикальные городские фермы и альтернативные белки — вот далеко не все, что предлагает постепенно расширяющаяся новая отрасль.
Берлинский стартап 2020 года Infarm, предлагающий выращивать съедобную зелень в горшках на стойках прямо в залах кафе, ресторанов и продуктовых магазинов, привлек более 100 миллионов долларов инвестиций и вышел за пределы Германии. Растительное мороженое Brave Robot, созданное на основе биотехнологического молочного белка, не содержит лактозу, холестерин и антибиотики. А стартап DayTwo продвигает алгоритмическую диету с рекомендациями блюд на основании персонального анализа микробиома кишечника клиента.
Бизнес не может игнорировать будущее с его квантовыми идеями. Век классических измерений уходит, размеры существующих транзисторов стремительно приближаются к атомным. Уже не только научное сообщество, но и бизнес активно вовлекается в государственные квантовые программы. Так, наряду с американской госпрограммой Quantum Initiative над темой активно работают IBM, Google, Intel. Минувшей осенью Google представил миру действующий квантовый процессор. А на бытовом уровне в Великобритании уже запущена первая квантовая сеть. Россия немного отстает, но не перестает двигаться в данном направлении. Эксперты предсказывают, что если не 2021-й, то 2022 год станет для страны прорывным в этом направлении.
Современный потребитель стал более критичным и менее доверчивым, он больше ориентируется на сетевые отзывы реальных потребителей, чем на рекламу. Бизнес чутко уловил эту тенденцию и превратил сетевые обсуждения в проекты с миллионными инвестициями. Яркий пример — датский сервис Vivino, одно из самых загружаемых винных приложений в мире. Загрузив в приложение фотографию этикетки винной бутылки, пользователь получает ее рейтинг, сгенерированный на основе отзывов тысяч покупателей и экспертов. Кроме этого, приложение указывает среднюю стоимость вина (так можно избежать переплаты) и рекомендует похожие по ароматике, кислотности, полнотелости или легкости варианты. С 2020 года приложение стало самостоятельно продавать вино. В России конкуренцию ему планирует составить ретейлер Х5 Retail Group, сейчас разрабатывающий своего помощника по выбору вина.
Тренд, охвативший весь мир. Любая отрасль теперь требует все увеличивающегося количества навыков. Стремительный прогресс, смешение сфер — сегодня работодатель и независимый специалист одинаково заинтересованы в быстром обучении, где не нужно было бы дополнительно тратить многие часы на дорогу. Любая образовательная, расширяющая кругозор идея в 2021 году автоматически может стать бизнесом в этой сфере, а многочисленные стартапы, онлайн-курсы и приложения только доказывают возрастающую потребность людей учиться, узнавать новое. Количество сервисов все растет, а ниша еще не заполнена и на треть. Так, в 2020 году компания Transfr преобразовала свой симулятор в виртуальные производственные цеха и лаборатории. Он пригодился в обучении многим специальностям (например, студенты-медики могут тренировать в симуляторе навыки хирургии). Сервис сегодня продвигается как платформа для массовой переквалификации. Для создания виртуальной реальности стартап использует гарнитуру Oculus for Business от Facebook.
Замена сахара на природные «здоровые» подсластители вышла из рамок моды на ЗОЖ и стала самостоятельным трендом и основой для многих успешных бизнес-идей 2020-2021 годов. Москвичка Ксения Хмельницкая незадолго до локдауна начала производство меда, используя сырье с пасеки отца. Однако для успеха одного меда оказалось недостаточно, и сейчас ее компания Philosophia de Natura выпускает до 6 тонн меда, джемов, желейных мармеладов и соусов в месяц, напрямую сотрудничая с федеральными ретейлерами. Домашняя лаборатория работала удаленно и смогла вывести рецепты и фирму на новый уровень. Теперь ежемесячный оборот бренда составляет 8 миллионов рублей.
За порогом 2020 года началась новая эра. Бизнес зеркально отражает экономические, социальные, научные процессы, постоянно заглядывая вперед. Он уже вышел в космос в самом прямом смысле этого слова: миллиардеры Ричард Бренсон и Джефф Безос стали первыми коммерческими астронавтами и заложили основы серьезной бизнес-индустрии на стыке космического туризма и развития технологий.
Социальные сети перетянули на себя рекламу, торговля и услуги вышли в сеть, а потребители сконцентрировались на продуктах ручного производства. Государство разрабатывает новые меры поддержки малого и среднего бизнеса, в которых видит будущий драйвер экономики. Кажется, больше нет ничего невозможного, а успех любой бизнес-идеи определяют лишь смелость предпринимателя и его умение внедрить и упростить для пользователя существующие технологии.
В 2022 году мир вошел в эру, где новой мировой валютой признаны идеи, а бизнес воспринимается как одна из самых комфортных форм индивидуальной свободы человека.