К 2022 году стало особенно понятно, как сильно изменилась культура потребления: люди ищут себе красивые, уникальные, но не очень дорогие вещи. Сама техническая революция привела к новому тренду — сделанные вручную предметы вытеснили промышленные. Цена ручного производства снова возросла, малый бизнес стал активно зарабатывать на этом.
Оглавление
В Россию возвращаются ремесла, и сейчас все чаще звучит мнение, что страна вполне может поднимать экономику за счет творческих продуктов и услуг. Подобное в мире — не новость. Самый громкий пример — Корея, чья доля креативных индустрий и поддерживаемых государством ремесел сотворила еще одно экономическое чудо. Многие экономисты Европы и США называют стратегию поддержки творческих индустрий одной из важнейших. Именно так можно развивать не только села, но и постиндустриальные города. По данным Агентства стратегических инициатив, в нашей стране вклад малых ремесленных предприятий в экономику на 2022 год составляет 4,37% (для сравнения: во многих странах этот показатель начинается от 8%). До начала пандемии объем рынка креативного мастерства оценивался в 3 трлн рублей.
Не совсем так. Кто бы ни хотел заниматься любимым делом и зарабатывать на этом. Первая сложность в том, что хобби — это то, чем люди занимаются в свободное от всего время, для души и по желанию. Стабильно зарабатывать на этом можно только тогда, когда перестаешь относиться к своему труду как к хобби. Идея — еще не бизнес, своими руками придется не только что-то сделать, но и оформить свое дело. Ведь, кроме рукоделия, бизнес своими руками включает продумывание стратегии, официальную регистрацию, сложные расчеты, создание каналов сбыта, раскрутку аккаунтов в социальных сетях, поиск инвестиций. Один или в команде — это все придется делать. Именно это отделяет хобби от настоящего дела.
Так, Дэвид и Венди Каст из штата Иллинойс изначально занимались восковыми свечами ради эксперимента. Супруги разбирались в сортах воска, масел и фитилей, дарили друзьям и просили давать обратную связь. Так они совершенствовали свечи и снабжали ими (в качестве подарков) родных и друзей. Оба они страдали от врожденной глухоты и, когда в 2001 году потеряли работу, решились зарабатывать на хобби. Кроме сотен видов праздничных и бытовых свечей они стали производить свечные игрушки и сувениры. Сегодня годовой оборот их компании оценивается в $1 млн.
В нашей стране врач-рентгенолог Анна Левкович начала шить первые свои игрушки в подарок любимому сыну и друзьям. Сегодня ее ручных дельфинов знают более чем в 65 странах мира, но для этого нужно было решиться сделать ставку на дело, открыть мастерскую и посвятить себя бизнесу.
К 2022 году мировая креативная индустрия составляет 3% земного ВВП. Считается, что в ней приблизительно заняты 29 миллионов работников — примерно 1% всего населения планеты. Человечество не первый раз проходит всплеск интереса к ремеслам и искусству, возвращения к предметам, изготовленным вручную или созданным традиционным способом (ручное масло, домашние варенья и т.д.). В начале XX века в Англии возникло движением Arts and Crafts, которое верило, что продукты массового производства ведут к деградации и болезням.
Возрождение крафта у нас в стране еще очень сдержанно. Однако первые шаги уже заметны. Так, на Елагином острове в Санкт-Петербурге при Музее художественного стекла в 2018 году создали единственную в стране стеклодувную мастерскую, где не только демонстрируют желающим технологии обработки стекла, но и обучают ремеслу. В разных городах (в Москве и Санкт-Петербурге чаще всего) проводятся хендмейд-ярмарки, работают лавочки. В стране заговорили, что едва заметный политикам и экспертам сектор ремесленников, который составляют отдельные мастера, оптовики, скупающие продукцию безымянных авторов, розничные продавцы, важно реорганизовать в самостоятельную неиндустриализированную отрасль — креативную индустрию, вводить льготы, снижать пошлины, помогать с защитой авторского права, выдавать гранты на обучение и повышение квалификации, а также давать стартовые кредиты в банке. Позитивные примеры перед глазами: в Китае ремесленники участвуют в 17% экспорта, в Индии — более 6%.
Сегодня повышенный интерес ко всему декоративному и прикладному органично вплетается в индустрии дизайна, порождает или возрождает новые (забытые) профессии. Люди с развитым творческим мышлением используют свои навыки и ручной труд и воссоздают ремесленные предметы. Так, около десяти лет назад в ста километрах от Екатеринбурга, в городе Невьянске, столяр Алексей Парыгин и художница Ольга Фролова взяли в аренду почти разрушенное здание, восстановили его и создали столярную мастерскую «Миладочь». Им пришлось взять рассрочку на сумму почти миллион рублей, а сегодня возрождение русских ремесел не только приносит им достойную прибыль, но и помогло открыть «Уральскую палату ремесел».
В противовес всему машинному люди покупают вещи, созданные вручную. Интерес к этому отразился почти на всех потребительских привычках: популярность крафтового пива, пекарен, маленьких ателье, ручного мыла, домашних шампуней и кремов, даже резных пуговиц. Этот тренд в мире называется DIY («сделай сам» или «сделай для себя»). Бизнес-идея сделать что-то своими руками имеет много преимуществ:
Хотя изделия креативных мастерских и ремесленников сегодня очень востребованы, не все так хорошо в России с развитием творческих продуктов. После пандемии у той же мастерской «Миладочь» резко упало количество заказов, а действующую при ней ремесленную школу пришлось временно закрыть. Основная причина: невозможность найти гранты, чтобы покрыть временные убытки и обновить оборудование.
Какие еще сложности есть у бизнес-идеи своими руками:
Для того, чтобы Россия влилась в мировой тренд и смогла стать конкурентоспособна на рынке творческих продуктов, нужны условия для развития творческих индустрий как отдельного сектора экономики.
Любой бизнес начинается с идеи. Чтобы воплотить в жизнь мечту о том, как зарабатывать своими руками, нужно определиться, что конкретно вы будете делать: вышивать, вязать или печь торты. Ответьте себе на пять вопросов:
То есть, если вы поняли, что мастерски умеете вязать варежки и летние веселые кепи, а еще легко обучаете этому людей разного возраста, а в вашем городе негде купить красивую вещь на голову и скрыться под ней от жары, и еще это откликается на новый виток моды на вязаные головные уборы и имеет шанс получить поддержку местного производителя (например, модно носить свое, воронежское!), то вы смело можете создать школу-студию с небольшим интернет-магазином. Школа отлично вписывается в программу возрождения национальных ремесел и может претендовать на грант. Изящные вязаные вещицы можно передать в дар, например, местному музею ремесел — с этого начинается процесс создания бизнес-идеи. К слову, примерно так создавалась знаменитая дизайн-студия и производитель широкой линейки игрушек и сувениров «Шуша», обладатель престижной премии Red Dot Design Award. А также экологический арт-проект «KULEEMA», в рамках которого художник Мария Алигожина создает украшения из уличного мусора.
Первый этап создания бизнеса своими руками мы уже описали — выбор и описание самой идеи, ниши. Это важная работа, без которой ничего не происходит. Разница между «люблю украшения из бисера, очень хочу денег» и готовой бизнес-идеей размером с пропасть.
Кроме ответов на уже озвученные вопросы, нужно продумать и следующие вещи:
Важно! Рассчитывая себестоимость, важно учесть не только все до последней нитки материала, но и инфляцию, и прочие расходы (свет, воду, аренду), и ваше рабочее время. Чтобы вывести наценку, важно понимать рыночную стоимость изготовленной вами вещи.
Креативные индустрии тем и отличаются, что не имеют четких границ. Одна и та же идея у разных людей получает разное воплощение. Разговоры о том, что идеи — новая нефть Земли, становятся все серьезнее. Кроме непосредственно создания ремесленных товаров, можно зарабатывать на сопутствующих услугах. Например:
Основные черты бизнеса своими руками укладываются в формулу: Эксклюзивность + Неординарность + Креативность + Уникальность или Элитарность создаваемых предметов. Для всего остального существует рациональный подход и ваша фантазия.
Топ востребованных бизнес-идей своими руками 2022 года
Изучение полного списка всех уже существующих и нужных миру идей бизнеса своими руками для женщин, для мужчин, для начинающих, в мастерской и дома, c небольшим производством в гараже займет не одну неделю. Стоит помнить, что интерес к хендмейд-продукции не уходит никогда. Восхищение магией созданной кем-то вещи поможет всегда найти поклонников и покупателей.