Одним из наиболее успешных методов продажи продуктов и услуг является их реализация в международном масштабе. Примерами тому могут быть всемирно известные сети McDonald’s, Subway или Anytime Fitness. По этой причине покупка иностранной франшизы вызывает большой интерес у предпринимателей всего мира. Несмотря на различия в культурах, языковой барьер и юридические сложности в сфере международного франчайзинга, с каждым годом все больше новых продуктов и услуг распространяются в разные уголки земного шара.
Рассматривая возможность заключения договора франчайзинга с иностранной компанией, следует ознакомиться с рядом аспектов:
- Конкуренция, с которой он будет сталкиваться.
- Все доступные возможности расширения бизнеса.
- Возможность внесения изменений в систему для ее адаптации под местных потребителей.
- Выбор правильной и успешного развивающейся компании.
- Определение поставщиков продукции и услуг.
- Выбор правильного срока заключения франчайзингового договора.
- Обсуждение того, как будет производиться выплата вознаграждения.
- Четкое определение территории, а также прав, которые будет иметь потенциальный франчайзи.
- Стратегия выхода из бизнеса.
Перед тем, как покупать международную франшизу, нужно ознакомиться с четырьмя основными структурами франчайзинга, доступными вам.
Прямой франчайзинг
Эта система предполагает прямое сотрудничество, где вы будете иметь непосредственную связь с франчайзером, даже если вы находитесь на разных континентах.
Преимущества:
- Прямой контакт с иностранным франчайзером, успешно развивающим свой бизнес и имеющим значительный опыт в данной сфере.
- Прямые поставки продукции и других ресурсов от иностранного франчайзера.
Недостатки:
- Сложности, возникающие при подготовке работы, а также при помощи и поддержке франчайзи.
- Культурный барьер, создающий трудности в продаже франшизы.
- Иностранный франчайзер может быть не осведомлен относительно правил ведения бизнеса в вашей стране.
- Медленные и ограниченные возможности расширения бизнеса.
Территориальное развитие
В данной структуре вам выделается определенная площадь и устанавливается требование об открытии установленного количества представительств в течение оговоренного времени. При этом вы платите первоначальный взнос, а затем роялти в течение определенного срока. Взаимодействие с франчайзером производится напрямую.
Преимущества:
- Эксклюзивная территория и небольшой авансовый платеж.
- Прямое взаимодействие с иностранной компанией-франчайзером.
- Минимальный уровень обязательств перед местными франчайзи.
- Вы знакомы с правилами ведения бизнеса на местном рынке.
- Количество платежей по франшизе фиксируется в момент подписания договора и не может увеличиваться.
Недостатки:
- Ограниченный доход, несмотря на достаточно большой авансовый взнос и роялти.
- Ограниченная связь с иностранной компанией и культурные барьеры.
- Отсутствие контроля над местными франчайзи.
- Установленные требования к производительности, достичь которых тяжело на ранних этапах работы.
Мастер-франчайзинг
Мастер-франчайзи заключает договор с франчайзером относительно предоставления услуг на указанной территории. При этом мастер-франчайзи имеет право открывать свои франшизные точки и продавать франшизу третьим лицам.
Преимущества:
- Эксклюзивная территория для мастер-франчайзи и возможность расширения своей сети.
- Местный мастер-франчайзи знаком с правилами местной коммерческой практики.
- Возможность создать свою внутреннюю сеть и выбирать франчайзи.
- Как правило, длительный срок действия договора.
- Довольно трудно разорвать подобное соглашение с франчайзером.
Недостатки:
- Перевод всех систем, процедур и продуктов интеллектуальной собственности.
- Высокая авансовая плата.
- Недостаток возможностей по обучению и поддержке от компании-франчайзера.
Совместное предприятие
Две (иногда больше) компании становятся партнерами-франчайзи, чтобы совместно приобрести лицензию и управлять франчайзинговой сетью.
Преимущества:
- Компании-партнеры могут делиться опытом и использовать свои сильные стороны.
- Распределение рисков.
- Возможность получения государственных грантов и субсидий.
- Изобилие связей и надежная поддержка.
Недостатки:
- Распределение прибыли.
- Заблаговременное обсуждение вопросов управления и вариантов выкупа своей доли.
- Значительные инвестиции с обеих сторон.
Покупка международного бизнеса предполагает длительную подготовку. Поэтому, прежде чем совершить этот шаг, выберите наиболее подходящую для вас форму франчайзинга.