Как выбрать подходящую франшизу для себя - чек-лист проверки франшизы
Мы рассказываем о новинках на рынке, важных тенденциях, историях успеха франчайзи и многом другом.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Меня зовут Алексей Пудов. Я основатель сети учебных центров mySchool.
Мы в сфере обучения с 2010 года. Франчайзингом занимаемся с 2015 года.
Мы не идеальная франшиза и, как все, совершаем ошибки, учимся на них и идем дальше. Но, работая много лет, на первом этапе переговоров с новым партнером меня часто спрашивают: «Алексей, а как понять, что франшиза хорошая?»
Поэтому я решил помочь потенциальному покупателю любой франшизы разобраться в выборе подходящей франшизы именно для себя и написал чек-лист проверки франшизы.
1. Дата начала бизнеса
Чем дольше бизнес-модель находится на рынке, тем выше ее устойчивость и стабильность.
Как проверить?
Проверяем дату регистрации юрлица в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы.
2. Дата начала франчайзинга
Совершенствование франшизы — это вечный процесс, но как бы ни старался владелец франшизы, первые 10-20 локаций будут обкатывать модель. Не все бизнес-модели из регионов заходят в Москве и Санкт-Петербурге. И, наоборот, не все столичные модели приживаются в регионах. Чем дольше франшиза на рынке, тем больше опыта и ошибок она совершила в работе с франчайзи.
Как проверить?
Гуглим название франшизы, смотрим даты публикации статей и видео.
3. Количество работающих точек
Отчасти этот пункт пересекается с предыдущим. Количество работающих точек — это показатель зрелости франшизы. Хотя стоит учитывать нишу, потому что открыть 50 кофейных точек и 50 больших ресторанов — это две разных по сложности задачи.
Как проверить?
Зайти на сайт франчайзера. Сверить количество точек. Проверить Яндекс/Google/Vk. Прозвонить несколько локаций.
4. Регистрация товарного знака
Если у франшизы зарегистрирован товарный знак — это ее преимущество. Плюсом будет и другая интеллектуальная собственность: например, ERP-система, CRM, запатентованный промышленный образец и так далее.
Как проверить?
Смотрим открытые данные на сайте Роспатента (ФИПС).
5. Критерии отбора франчайзи
«Все, что нужно от вас, — это желание и деньги». «Все проблемы уже решили за вас!» «Мы даем гарантию, что вы окупитесь!» Эти фразы продавцов ничего не значат юридически, более того — это очень плохой знак для покупателя. Любой бизнес — впахивание, ошибки и стресс. Никто не будет за вас работать в вашем бизнесе, а работая по франшизе, всю ответственность перед клиентами будете нести вы.
Как проверить?
Задавайте вопросы:
- Какие компетенции и навыки необходимы для ведения бизнеса?
- Как выглядит обычный день франчайзи?
- Что именно я должен уметь делать, чтобы работать в плюс?
6. Адекватная финансовая модель
«Вложите всего 500 000 рублей, вы окупите свои вложения через 3 месяца и будете зарабатывать 400 000 рублей!!!» — гиперболизированный пример заниженных расходов, завышенных доходов и супербыстрой окупаемости. Выглядит привлекательно, но по факту в расходы не заложены налоги, подушка ликвидности, адекватный бюджет на привлечение клиентов, в доходах — нереальная конверсия, средние чеки или удержание клиента. Это все приводит к тому, что, когда франчайзи запускает точку, из-за недостатка финансирования его модель просто схлопывается, не успев раскачаться.
Как проверить?
Обязательно звоните работающим точкам, берите ОС по работе франшизы.
Внимательно изучайте финансовую модель, копайтесь в доходах и расходах.
7. Выбирайте нишу и франшизу, которая вам по душе
Я, например, никогда бы не продавал цемент, просто потому что мне неинтересен цемент. Хотя кто-то знает про цемент все и обожает это дело. Знайте, что, скорее всего, вы будете посвящать новому проекту как минимум ближайшие несколько лет, поэтому старайтесь выбрать тот проект, который дает вам энергию.
Как проверить?
Спросите себя: «Приносит ли мне удовольствие сам процесс этого бизнеса?» «Совпадает ли этот бизнес или франшиза с моими принципами и ценностями?»
Надеюсь, моя статья была для вас полезна и я помог вам разобраться в выборе вашей ниши.
Узнать подробнее о франшизе «iSpeak»
Подборка бизнеса по франшизе
Франшиза химчистки и ремонта обуви Sneak Fresh
Химчистки, прачечные
Вложения от 1 000 050 ₽
Окупаемость от 6 мес.
Франшиза «COCOS» — студия-школа красоты
Салоны красоты
Вложения от 1 000 000 ₽
Окупаемость от 3 мес.
Франшиза клининговой компании NEW CLEANING
Клининговые службы
Вложения от 300 000 ₽
Окупаемость от 8 мес.
Франшиза сети массаж-студий для женщин Xsize
Массажные салоны
Вложения от 1 500 000 ₽
Окупаемость от 10 мес.
Франшиза Krasota infusions — центр инновационной косметологии
Медицинские центры
Вложения от 300 000 ₽
Окупаемость от 10 мес.
Франшиза дизайн-студии «Экспресс-Дизайн»
Дизайн интерьеров
Вложения от 799 000 ₽
Окупаемость от 1 мес.
Франшиза сети магазинов электроники и аксессуаров SOTOVIK
Телефоны и гаджеты
Вложения от 1 800 000 ₽
Окупаемость от 4 мес.
из 5 вопросов,
и мы поможем подобрать франшизу