Топ-франшиз - официальный сайт

8 499 648 26 24

TopFranchise.ru - официальный сайт лучших франчайзинг предложения в России

Какой договор выбрать начинающему франчайзеру?

Алексей Бальзанов

Какой договор выбрать начинающему франчайзеру – коммерческой концессии (ДКК) или лицензионный и в чем между ними разница, рассказывает юрист управляющей компании COLIZEUM Алексей Бальзанов.


Наша компания пережила уже не первый кризис. Основываясь на своем опыте, можем утверждать – в период экономической нестабильности спрос на франшизы известных брендов растет. Предприниматели ищут наименее рискованные возможности сохранения капитала. Покупка франшизы представляется разумным решением – ведь средства инвестируются в уже состоявшийся проект.

Если до сих пор вы сомневались, то сейчас самое время выйти со своим брендом на рынок франшиз. Или стать франчайзи уже существующих сетей. Остановимся подробнее на том, какой договор выбрать – коммерческой концессии (ДКК) или лицензионный.

отношений между франчайзером и франчайзи

В чем разница

Сразу оговоримся – понятия «франчайзинг» в российском законодательстве нет, для закрепления отношений между франчайзером и франчайзи, как правило, заключают лицензионный договор или ДКК. Закон позволяет легально работать по любому из них.

Характер отношений между франчайзером и франчайзи зависит от условий конкретной франшизы, модели работы и прочих факторов. Например, что представляет собой франшиза бренда, как условия между партнерами зафиксированы в договоре и как предполагается их реализация на практике.

Разберемся с основными понятиями. Франшиза – это особая модель бизнеса, которая предполагает передачу другому лицу прав на использование объектов вашей интеллектуальной собственности. Лицензионный договор – предусматривает предоставление права правообладателем на свои объекты интеллектуальной собственности. Цели у франшизы – распространить действие своего бренда, подходы в бизнесе и заработать на этом деньги. Цели у лицензионного договора – распространить действие конкретных объектов интеллектуальной собственности и заработать деньги. Цели пересекаются.

ДКК предусматривает использование не одного определенного объекта интеллектуальной собственности, а целого перечня, комплекса исключительных прав. Обязательным из объектов интеллектуальной собственности в ДКК является товарный знак (знак обслуживания). Кроме того, по ДКК могут передаваться права на фирменное наименование, коммерческое обозначение, ноу-хау и так далее. Такой договор уже предполагает использование франчайзи не просто исключительных прав, а, в том числе, деловой репутации, коммерческого опыта франчайзера. Тот, в свою очередь предоставляет франчайзи документацию по ведению бизнеса, регламенты по обучению персонала, оказывает консультационные услуги по всем аспектам ведения коммерческой и хозяйственной деятельности. ДКК позволяет всесторонне и детально подойти к вопросу регулирования взаимоотношений сторон в процессе сотрудничества, предполагая их более тесную взаимосвязь.

Важным отличием ДКК также являются условия в части ответственности франчайзера перед потребителями услуги (клиентами) франчайзи, а также возможность определить в договоре основания для усложнения отказа франчайзи от расторжения договора.

Контроль бизнеса

Контроль

Поскольку, как уже отмечалось выше, в законе нет такого понятия как франчайзер (франшиза, франчайзинг), то контроль будет таким, как решит сам франчайзер и закрепит его в договоре с франчайзи и иных документах, задействованных во франшизе.

Так как виды франшиз разнятся, то и виды контроля деятельности франчайзи могут быть различными. Также возможна ситуация, что контроля может и не быть вовсе. Просто происходит передача прав на бренд, а дальше франчайзи действует самостоятельно.

Франчайзер вправе охранять предоставленные в рамках договора объекты интеллектуальной собственности и следить за правомерным (в рамках договора) их применением.

Интеллектуальная собственность в бизнесе

Интеллектуальная собственность

Объекты интеллектуальной собственности передаются франчайзи на срок, не превышающий срок соответствующих прав на конкретные объекты франчайзером. Какой бы ни был договор, его срок не может превышать срок прав франчайзера на конкретные объекты. При заключении договора на период, менее срока прав франчайзера на конкретный объект интеллектуальной собственности, по окончании срока действия договора, франчайзер самостоятельно принимает решение – заключать ли договор на новый срок с этим франчайзи. Кроме того, условие о «продлении» договора можно заранее отобразить во «франчайзинговом» договоре. Но в пределах срока прав на объекты.

Узнать подробнее о франшизе COLIZEUM

Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!

Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!