
Выбирая франшизу, мы первым делом обращаем внимание на сумму вложений, оборот, окупаемость, а некоторые даже на бренд, но не следует забывать и другой важный источник – франчайзинговые партнеры (франчайзи). Конечно, мы принимаем во внимание статистику: количество предприятий (франшиз), которые открываются ежегодно, сколько из них впоследствии закрываются, перепродаются, а также количество исков, поданных против обладателей франшиз. Легко потерять из виду тот факт, что за всеми этими цифрами и показателями стоят реальные люди – франчайзи, которые живут в мире, полным повседневных проблем, и стремятся сделать свой бизнес успешным. И, если вы хотите стать одним из них, то именно те, кто уже открыл франшизу, которую вы хотите – ваш самый ценный источник информации.
Конечно же вы спросите: «Как и где взять контакты работающих франчайзи?». Попросите! Успешным франшизам нечего скрывать. Они если предоставят контакты своих франчайзи, то конечно же это будут их любимые и самые успешные партнеры. В любом случае, если вы правильно будете задавать вопросы, то все поймете.
Важно помнить, что ваша цель – это не просто выбрать высокую строку в рейтинге, а стать успешным. Только вы можете определить, что это значит. Другие франчайзи, люди, которые занимаются тем же делом, могут помочь вам понять, станет ли конкретная система вашим инструментом для достижения этой цели. Постарайтесь встретиться и переговорить с как можно большим количеством партнеров. Вот несколько вопросов, которые вы можете задать на этих встречах.
Сколько денег я смогу заработать?
Мы знаем, что этот вопрос является первостепенным среди начинающих предпринимателей. Но представленная франшизодержателями картина часто является неполной, так как показывает только средние продажи, и не рассматривает частные случаи.
Восполняйте пробелы в знаниях, когда вы говорите с франчайзи. Задавайте вопросы не только о текущих продажах и прибыли, но и о том, как эти показатели менялись из года в год и как долго он работал, прежде чем начал получать прибыль. Какая есть сезонность и так далее.
Почему вам нравится быть держателем именно этой франшизы?
Культуру и дух компании нельзя измерить количественно, но это так же важно, как прибыль, на которую вы рассчитываете, покупая франшизу. Чтобы получить представление о том, насколько хорошо данная франшиза соответствует вашему характеру и вашим целям. Спрашивайте партнеров насколько они удовлетворены системой, и какие изменения они желали бы внести, насколько им приятно общаться с главным офисом. Насколько высокий уровень сервиса и поддержки после продажи. Сфокусируйте свои мысли на обучении и поддержке, которые можете получить. Выясните, каких реальных вложений потребовал бизнес и какую степень свободы и гибкости в управлении своим делом имеют держатели данной франшизы.
Вы также сможете узнать, как изо дня в день работают франчайзи. Их роль более практическая или они остаются за кулисами? Есть ли у них сотрудники или это предприятие – театр одного актера? Насколько много времени и энергии требует бизнес на самом деле? Получив верное представление о плюсах обладания франшизой, проанализировав собственные потребности и склонности, вы сможете сделать вывод, насколько данная франшиза хороша для вас и то ли это дело, которым вы сможете наслаждаться в процессе работы.
Что бы вы сделали по-другому?
Не упускайте возможность учиться на чужих ошибках. Даже успешные франчайзи, возможно, ошибались в начале пути. Их опыт и советы могут оказаться для вас бесценными.
Необходимо, при возможности, поговорить не только с действующими партнерами, но и найти тех, кто был франчайзи, но закончил свое сотрудничество с франчайзером и закрыл бизнес. Проанализируйте опыт бывших партнеров, выбранной вами франшизы. Подумайте, как избежать проблем, с которыми столкнулись эти люди.
Независимо от того, с кем Вы говорите, не бойтесь услышать негативные отзывы. Они либо укрепят вашу решимость, так как вы уже заранее будете знать о многих подводных камнях и сможете спланировать свои действия так, чтобы избежать многих проблем. Либо эти отзывы оттолкнут вас от бизнеса, который вам не подходит. И это будет первым шагом к тому, чтобы найти то дело, которое сделает вас счастливым!
И помните самое главное – покупая франчайзинговый формат, вы покупаете модель бизнеса и бренд. А успех самого бизнеса зависит только от вас!
Автор Большаков Виктор,
Управляющий партнер TopFranchise.ru