Условия размещения франшизы

Статистика франчазинга в России

12.10.2015

Из официальной статистики франчайзинга в России трудно понять, как обстоят дела на самом деле. Многие факторы нераскрыты, информации крайне мало. До сих пор неизвестно, какое количество франшиз предлагается для покупки. Есть компании, которые ведут собственный учет, но разве они могут дать полную информацию о франчайзинге в стране, чей объем оценивается порядка пяти миллиардов долларов? Реестра в стране никто не ведет, это говорит о том, что франшизы так и не стали отдельной структурой или отдельным видом бизнеса. На этого еще и указывает отсутствие возможности урегулирования этой отрасли на законодательном уровне.

франчазинг в России

Если сравнивать ситуацию в России и, например, США, то уровень развития бизнеса по франшизе окажется очевидным. В США франчайзинг пополняет ВВП на 10%, а в России процент едва достигает единицы. Факторов недостаточного развития бизнеса по франшизе в стране немало. К примеру, два основных аспекта связаны с недвижимостью и отсутствием прозрачности в ведении бизнеса. В стране не хватает помещений, которые могли бы соответствовать уровню и запросам многих компаний. Но и сами предприятия, продающие франшизы, затормаживают прогресс в этой области – в России наблюдается некоторая скрытность в предложениях покупки, открытой общедоступной информации крайне мало.

Эта сфера бизнеса нуждается в помощи и поддержке государства. Несмотря на все это, по данным Европейской ассоциации франчайзинга, за последние несколько лет рынок в России увеличился на 98%. Это говорит о явном развитии и возможном продолжении этого витка. Быть может, через несколько лет появится твердая и благодатная государственная программа для франшиз. Хотя, стоит отметить, такой государственный банк, как Сбербанк, имеет в перечне услуг программу для поддержки бизнеса по франшизе. Это стало огромной помощью для начинающих франчайзи. Даже с некоторыми нестабильными условиями, Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству открытых стартапов по франшизе.

Внимание на франчайзинг стали обращать не только частные предприниматели и крупные бизнесмены, но и государственные служащие. Не так давно было выдвинуто предложение о внедрении франшизной системы в область ЖКХ. По словам экспертов в этой области, подобный шаг послужит отличным началом для реорганизации этой сферы и поможет вывести структуру ЖКХ на уровень, который будет доступен и приятен для использования потребителем. На этом фоне Российская ассоциация франчайзинга пытается добиться развития структуры на уровне государственной поддержки.

Франчайзинг в России развивается во многих направлениях. Лидирующую позицию среди отрасли франшиз занимает сфера торговли – их доля составляет больше 50%. Но за последние несколько лет стали активно развиваться и другие сферы – большим спросом стали пользоваться предприятия общественного питания и фаст-фуды. За этими двумя франчайзинговыми лидерами страны следуют область бытового обслуживания, ремонт автомобилей, сфера услуг и здравоохранение. По прогнозам специалистов, в ближайшие несколько лет произойдет скачок на спрос в области сервиса и B2B.

Существует еще одна проблема в стране, мешающая выйти этой отрасли бизнеса на более высокий уровень. Наблюдается критическая нехватка персонала, который являлся бы посредником между компанией и будущим франчайзи. Это значительно усложняет работоспособность системы и приводит к замедлению развития. Покупая франшизу, человек вынужден разбираться в ней самостоятельно, он не может обратиться к специалисту с интересующими его вопросами. Только совсем недавно эта проблема начала решаться. Одними из первых, кто предложил такую систему работы в России стал инвестиционный фонд «Лайф Франчайзинг». Они не только предлагают помочь с инвестициями в компании из своего портфеля акций, но и на протяжении действия всего договора, франчайзи имеют возможность проконсультироваться с профессионалами, работающими в фонде.

статистика франчазинга

На сегодняшний день, в стране наблюдается региональное распределение франшиз. Многие бизнесмены после внедрения той или иной компании в крупные города, начинают активно продвигать ее в регионах. Это позволяет быстрее развиваться франчайзингу и охватывать большую территорию и количество потребителей. За последние несколько лет регионы сыграли немалую роль в развитии бизнеса по франшизе. Так, например, в Тюмени было открыто представительство РАФ, а в Башкортостане функционирует Центр Франчайзинга.

По мнению специалистов, необходимо браться за внедрение франчайзинга в небольших, но перспективных городах России – в Перми, Ростове-на-Дону, Омске, Нижнем Новгороде и других. С этой целью власти хотят попробовать внедрить обучающую программу, которая позволит избежать грубых ошибок и подготовит будущих бизнесменов.

В России существует очень благодатная основа для франчайзинга, главное, направить этот бизнес в нужное русло и заручиться государственной поддержкой. Это может значительно поднять экономическое состояние страны, а так же увеличить в разы уровень жизни людей.

Читайте также